На прошлой неделе в Ульяновске состоялся завершающий этап Всероссийского студенческого форума IT AVIA, посвященного инновационным инженерным решениям в авиационной отрасли.
Главная цель IT AVIA – выявить лучшие научно-инновационные разработки, выполненные студенческими объединениями по заказам предприятий авиационной отрасли. Наш корреспондент поучаствовал в самом зрелищном мероприятии форума – конкурсе студенческих проектов, который проходил на базе Ульяновского госуниверситета.
Модель вертолета и универсальная оснастка На самом деле участники, приехавшие в Ульяновск из самых разных городов России, уже прошли определенный отбор, так что компетентное жюри выбирало лучших из лучших. Мы, в свою очередь, расскажем о наиболее ярких разработках начинающих инженеров.
К примеру, аспирант из Московского авиационного института Алексей Иванов поведал о «технологиях 30-прототипирования для создания вариативных моделей вертолетов». Говоря проще, аспирант сконструировал модель вертолета Ми-171 (размером в 20 раз меньше, чем «настоящий») и предложил использовать ее для исследования в аэродинамической трубе. Соль в том, что металлическая «игрушка» во всем подобна оригиналу, на нее можно устанавливать самое различное подвесное оборудование, в том числе военного назначения. Испытания в аэродинамической трубе позволяют понять, как себя поведет реальная машина в различных условиях полета.
Не менее интересную инновацию предложил студент УлГУ Александр Мешихин. Его идеи – естественно, с помощью более старших университетских коллег -уже активно применяются на АО «Авиастар-СП».
– Нужно было произвести более 90 новых самолетов Ил-76МД-90А на «Авиастаре». Соответственно, необходимо изготовить около 9 тысяч единиц станочной оснастки. Альтернатива такова: либо оснастка создается на неразборно-сборочном приспособлении (НСП), либо – на универсальной сборно-разборной оснастке (УСП). Главное отличие между этими способами – в цене и точности обработки, – поясняет Александр.
В его проекте предложено использовать именно УСП. Это, с одной стороны, позволяет применять менее квалифицированный труд (как оказалось, на «Авиастаре» не так много слесарей высокой – б-й – категории). С другой – существенно сэкономить: достаточно сказать, что ожидаемый финансово-экономический эффект от проекта Мешихина – 74 миллиона рублей.
Ультразвук против дефектов
Жюри заинтересовали идеи и другого студента УлГУ – Анара Кулиева. Вместе со своими научными руководителями он разработал несколько уникальных методик, позволяющих проводить ультразвуковое «сканирование» (акустическую спектроскопию) поверхности различных деталей самолета.
Главное преимущество такого метода в том, что невидимые глазу дефекты выявляются без какого-либо изменения или разрушения проверяемых деталей.
Тему высоких космических технологий затронул в своей презентации представитель Томского государственного университета управления и радиоэлектроники Сергей Артищев. Область его интересов – автоматизированные системы контроля компонентов информационных магистралей космических аппаратов.
– Проблема заключается в том, что раньше не существовало российской измерительной системы, которая позволяла бы выполнить полный перечень тестов мультиплексного канала обмена информацией космического аппарата. Зарубежные аналоги также не могли провести полные тесты, кроме того, этот процесс занимал почти шесть часов. Мы разработали систему, с помощью которой можно получить —полный пакет тестов и затратить в шесть раз меньше времени, – уверяет Артищев.
Стоит добавить, что на форуме также выступили молодые технические гении из Иркутска, Уфы и Оренбурга. Все работы подробно обсудили, был высказан ряд критических замечаний.
Евгений Нувитов