В правительстве области пообещали, что в 2016 году в Ульяновске появятся низкопольные бесконтактные троллейбусы, которые смогут отключаться от сети на Нижней Террасе и на батарейках ползти на правый берег. К проекту многие отнеслись настороженно.

Контакт не нужен
В следующем году несколько таких троллейбусов планируется пустить в тестовом режиме. Если эксперимент получится успешным, то уже в 2017 году запланируют покупку большой партии таких троллейбусов.

Они пойдут по маршруту «Новый город – Нижняя Терраса -грузовая «восьмерка» – ул. Минаева – ул. Гончарова – ЦУМ». На Нижней Террасе, как предполагается, троллейбусы отключатся от проводов и на батареях пойдут в центр города. Тут главное, чтоб батарейки где-нибудь на Минаева не сели…
Многие восприняли эту новость с настороженностью, некоторые – с ужасом. Что будет, если выпадет такой же снег, как в конце прошлой недели, спрашивают люди. Троллейбус застрянет на «восьмерке» или, еще хуже, на мосту? Пробка обеспечена!

В апреле 2015 года бесконтактный троллейбус презентовали в Иркутске. Сообщалось, что он предназначен для передвижения без использования сети на расстояние от 10 до 15 километров. Это, вообще-то, не очень много – с учетом того, что часть заряда батареи придется тратить на стояние в пробках на волжском мосту. А уж заторы на старом мосту, через который хотят пустить троллейбус, – дело постоянное.

От метро до струи
Связать две части города между собой не автобусным транспортом в Ульяновске мечтают уже давно. Чего только для этого не придумывали! В 2004 году заговорили о появлении в Ульяновске метро. Это было предусмотрено Генеральным планом города. Речь шла о строительстве легкого метрополитена, в котором поезда должны были ходить по эстакаде либо в небольших тоннелях. В 2005 году на тот момент замначальника градостроительного комитета мэрии Ярослав Горностаев заявил, что «вместо обещанного метро в городе появится его надземный прототип – монорельсовая дорога, которая только в центре Ульяновска будет проходить под землей». Начаться монорельсовая дорога должна была на проспекте Сурова, пройти через новый мост, ЦУМ, Центральный рынок, автозавод. Конечной остановкой предполагалось сделать улицу Рябикова.

Об этой теме поговорили, помечтали, посмеялись – и забыли. Тогда, на рубеже 10-х годов, появился новый проект. Ставший легендарным струнный транспорт Юницкого. В Ульяновске запланировали построить полигон сертификационных и демонстрационных трасс, а также создать центр продаж струнных технологий. Даже называлась сумма «уникального инвестиционного проекта» – строительство первого этапа полигона должно было обойтись в 1 миллиард 700 миллионов рублей. Окупаемость проекта тоже была «уникальной» – 28 месяцев. Плюсы расписывались очень активно, но в реализацию, кажется, не верил никто. Фантастика какая-то: в регионе обещали построить струнные мосты, взлетно-посадочные полосы для аэропортов, высотные здания, вакуумное стекло и прочее. Обещали, что после реализации проекта добраться до Москвы из Ульяновска можно будет не более, чем за три часа, а цена билета составит всего-то 500 рублей.

Как сладко расписывали достоинства струнного транспорта, так быстро о нем и забыли, как о странном сне. Последний раз о нем губернатор Сергей Морозов вспомнил в интервью в июне 2013 года: «И нас заносило. Мы тогда думали: вот, сейчас примем законы, весь мир инвесторов охнет и пойдет сюда. А получилось не так. Струнный транспорт Юницкого, проект с дирижаблями («Локомоскай») или даже инвестпроект Игоря Бабаева, который расписывал, как с ним мы будем красиво жить – со счастливыми крестьянами и крестьянками… А в итоге ничего так и не создал». Струнный транспорт Юницкого, кстати, всплыл в ноябре 2015 года в Херсоне – там появилась некая компания, которая предлагает купить ее акции – мол, тогда вы получите дивиденды от уникального проекта, который будет реализован в вашем городе!..

Правда, уже в 2014 году вновь подняли забытый 10-летней давности проект легкого метро. Теперь, согласно, опять же, новому Генплану города, к 2025 году в Ульяновске должно появиться легкое метро, которое свяжет левобережную часть со старой частью города – частично над землей, частично – по нижнему ярусу моста, а в старом центре обустроят подземный участок. Линию метро обещают протянуть от проспекта Дружбы народов в новом городе по новому мосту и аж до конечной станции у железнодорожной платформы «Студенческая». Все тот же разговор, что десять лет назад, только протяженность увеличилась…

Проектов много. Среди них бесконтактный троллейбус не самый фантастичный. Только даже если этот проект состоится, то после Нижней Террасы диковинный транспорт как по мановению волшебной палочки превратится из троллейбуса в тот же автобус. Только на батарейках. И в чем смысл?

Степан ГОРИН