Дорожный сезон 2015 завершен. Итоги ремонтно-строительных работ подвели во вторник на открытом заседании Палаты справедливости и общественного контроля в Ульяновской области. Перед губернатором Сергеем Морозовым и представителями муниципалитетов области отчитались ответственные за дороги чиновники.

О ХОРОШЕМ
Ульяновская область одна из первых возродила традицию дорожного фонда. Ежегодно изыскиваются все новые и новые возможности его наполнения. Так, к примеру, в 2014 году затраты на содержание и ремонт дорог составили 2 млрд 600 млн рублей, в 2015-ом уже 3 млрд 300 млн, а на 2016-ый запланировано более 5 млрд рублей.

Уже сегодня расходы по содержанию 1 км дороги доведены до 220 тысяч, правда, из 450 положенных.

Кроме того, сейчас мы имеем возможность изготавливать дорожное покрытие у себя. В регионе работают 14 асфальтобетонных заводов. И все было бы хорошо, однако…

ГДЕ СОБАКА ЗАРЫТА
В регионе 2,5 тысячи километров дорог (60%) в неудовлетворительном состоянии, причем 500 км нужен срочный ремонт. Срок эксплуатации давно вышел, и их ухудшение стремительно продолжается. Одной из весомых причин служит не только время, но и грузовой поток, что только за 10 последних лет возрос на 150 тысяч единиц. И потом прежний асфальт предполагал движение “ГАЗов”, в крайнем случае “ЗИЛов”, в общем, далеко не тех многотонных фур, что ездят сегодня. Ездят и разбивают в том числе и новые дороги. Так что требуется разработать и ввести на территории региона весовой контроль, причем и на трассах федерального значения, и на внутригородских.

Основная же проблема наших дорог – в порядках на местах. Зачастую бывает, что на торги выставляется один участок, а по факту ремонтируется другой. А вот еще пример: с учетом стоимости ремонта 1 км полотна в 25 млн рублей, некоторые подрядчики умудряются в прямом смысле “размазать” по дороге 15 миллионов.

Естественно, вместо положенных минимальных 5 см толщины асфальта имеем 2,5 см. Сколько продержится такое покрытие?

Те же чудеса происходят у нас и с обслуживанием дорог. И не важно: новая она или старая. Блюсти порядок надо на любой. На прошлой неделе природа проверила нас на оперативность. За одни сутки в Ульяновске выпала месячная доля снега. С последствиями не могут справиться до сих пор. Многие жалуются на отсутствие снегоуборочной техники либо на ее “неправильное” использование. Грейдер все с проезжей части сгребает к обочине, там снег и остается. Безусловно, две с лишним тысячи тонн осадков, вывезенные за город – цифра внушительная. Но остальное? Остальное обрабатывают песко-соляной смесью.

Техники либо действительно не хватает, либо работа ее недостаточно качественно скоординирована. При таких раскладах даже запланированная к покупке на сумму более 500 млн рублей очередная партия машин не поможет.

Все это влияет на ширину дорог. За зиму убыль проезжей части составляет до 1,5, а в некоторых местах до 2 метров.

Свою лепту в безобразие на дорогах вносят и сами автовладельцы, что бросают транспорт, где ни попадя, препятствуя работе уборочных машин.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ
Среди первых предложений, поступивших от губернатора на совещании, – заставить нерадивых подрядчиков отвечать кошельком за недобросовестность.

Также было принято решение уже к следующему сезону разработать новую систему качества, усовершенствовать разработку проектной документации, увеличить сроки по дорожным контрактам до 5 лет. Особое внимание заслуживает кадровый вопрос: дорожная отрасль в этом смысле самая “изголодавшаяся”. Не будет профессионалов – будет хромать качество.

И, конечно же, усилить народный контроль посредством новой системы “Активный гражданин”, благодаря которой можно будет фиксировать ход работ в режиме онлайн и обо всех нарушениях тут же сообщать для незамедлительного принятия мер.

– Должна быть идеология моральной ответственности, да такая, чтобы работать плохо стало стыдно, и тогда многие вопросы отпадут сами собой, – заявил Сергей Морозов. – Дороги – это не просто заасфальтированная территория, это путь к инвестициям, а значит, к развитию.

Ольга ФИЛИППОВА