Производство защитных покрытий является важнейшим производством предприятия. Через него проходит более 85 процентов изготавливаемых на заводе самолетных деталей. Именно здесь воздушные суда приобретают стойкость к коррозии, позволяющую использовать их по назначению в течение десятилетий. Как и над чем работает сегодня коллектив ПЗП, рассказал начальник производства Юрий Кортунов.
– Юрий Николаевич, поясните, в чем состоит необходимость защиты изготавливаемых на предприятии деталей для самолетов?
– Поскольку все самолетные детали подвергаются в процессе эксплуатации воздействию внешних факторов и коррозии, их необходимо от этого обезопасить – нанести защитное покрытие и окраску, создав довольно долговечный защитный слой. Подобную обработку комплектующих на заводе начали выполнять с момента его становления. Так, в 1983 году в корпусе 3 был запущен специализированный гальванический цех 265, в 1985-м в корпусе 1В – цех 264, в 1986-м в корпусе 2 – участок цеха 264. На сегодняшний день данный цех имеет аналогичные участки в корпусах 1БМ1, 1БМ2, 1БМЗ и корп. 49. Долгое время наши цеха меняли названия, входили в структуры других производств, однако с первого октября 2015 года цеха 264 и 265 вновь объединены в ПЗП.
– С чем была связана реорганизация производства?
– Дело в том, что при разрозненности цехов организовать нормальную работу различных служб, связанных с производством, очень сложно. Получается как в той басне про лебедя, рака и щуку. К тому же цеха ПЗП являются опасными производственными объектами. Химические растворы (соли различных кислот), которые находятся в объемных ваннах, очень вредны для здоровья человека и окружающей среды. Но они незаменимы для выработки защитных антикоррозийных покрытий. Помимо этого, оборудование в цехах со временем устаревает, а требования к покрытиям деталей летательных аппаратов возрастают. Поэтому для координации работы гальванических цехов, улучшения их технического снабжения, а также грамотного подбора кадров и было принято решение о реорганизации ПЗП.
– Расскажите, какие производственные процессы происходят в вышеупомянутых цехах?
– Коллектив цеха 265, например, обеспечивает гальваническое покрытие (выработку защитного антикоррозийного слоя из электронов) деталей из черных, т.е. из наиболее распространенных в промышленности сплавов, в частности сплава «сталь-титан». Порой там имеют место и другие производственные процессы, связанные с защитными покрытиями, например: омеднение, оловянирование, оксидирование и т.д. Что касается цеха 264, то входящие в него участки обеспечивают гальваническое покрытие деталей, размерное химическое фрезерование (регулирование размеров металлического листа в необходимых местах с достижением облегчения материала) и анодирование (создание прочного поверхностного оксидного слоя в хромовой кислоте) цветных алюминиевых сплавов, которые способны противостоять агрессивной среде, в основном – сплава «алюминий-магний», а также нейтрализацию промышленных стоков с целью сохранения экологической чистоты. Все это (кроме последнего) происходит в специальных ваннах, размеры которых достигают 37 метров в длину, 6 метров в глубину и 2 метра в ширину, под стать обрабатываемым деталям.
– Каков порядок действий при работе с деталями?
– Все поступающие в ПЗП компоненты обрабатываются согласно существующему на производстве техоснащению, в строгом соответствии сопроводительной документации. Для удостоверения адекватности требований они проходят как входной контроль (перед началом работы), так и контроль готовой продукции (по завершению работы). При необходимости, после завершения защитной обработки деталей, мы можем произвести их покраску. Технологические требования жесткие. Оно и понятно, ведь такая характеристика воздушных судов, как безопасность, превыше всего.
– А участвует ли коллектив ПЗП в соцпрограммах?
– Да. Мы активно участвуем в программе «Шефство». ПЗП шефствует над детским садом 176 «Радуга». Мы начали оказывать поддержку детям около месяца назад. За это время успели помочь вывезти накопившийся на территории мусор, нашли недостающего кандидата на должность энергетика. Что касается промышленности, то зачастую мы, помимо собственных, нейтрализуем промстоки других предприятий нашего города. Особенно хочется вспомнить оказание помощи в 2012 году в строительстве храма в Новом городе – мы осуществили покрытие защитными слоями его купола.
– И в завершение беседы – чей труд вы хотели бы отметить?
– Наше производство довольно крупное. В ПЗП работают порядка 300 человек. Благодаря их трудолюбию удается сдавать готовую продукцию в срок и соответствующего качества. Некоторые из работников отдали производству более 30 лет. Это ветераны В.Н. Баранов, В.Н. Лесных, В.И. Сивков, Т.А. Федорова, А.В. Кузьмин, Л.Е. Шафикова, В.Н. Ишкин, Н.Я. Атнагулов и др. Важно отметить, что коллектив ПЗП сегодня имеет необходимую загрузку, люди социально защищены: обеспечиваются санаторно-курортными путевками, проходят лечение в дневных стационарах и имеют право на досрочную пенсию. Поэтому коллектив верит в перспективу предприятия и есть твердая уверенность, что все производственные задачи будут реализованы.
Беседовал Роман Абдуллаев