Директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области Ирина Викторовна Калинина отвечает на вопросы о реализации доступа граждан и организаций к информационным ресурсам и услугам Росреестра в сети Интернет.
– Определим, что собой представляет филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области, сокращенно – Кадастровая палата, и какие виды деятельности он осуществляет?

– За более чем 15-летний период работы Кадастровой палаты большинству жителей области хорошо знакома сфера нашей деятельности, и они неоднократно обращались к нам за услугами. Однако в последние несколько лет круг нашей деятельности значительно расширился, и я позволю обратить внимание на следующие аспекты. Сегодня практически каждый взрослый гражданин имеет в собственности или владении какой-либо объект недвижимости: земельный участок, квартиру, гараж, садовый, дачный либо индивидуальный жилой дом, строение или любой другой объект недвижимого имущества. Такое пользование или владение обязательно требует государственной регистрации права собственности или подтверждения ранее возникшего права, возникшего до 1998 г.

Регистрация возможна лишь тогда, когда сведения об объекте недвижимости будут внесены в государственный кадастр недвижимости, то есть, пока эти объекты не будут поставлены на государственный кадастровый учет, зарегистрировать их не представляется возможным. Таким образом, внеся сведения в государственный кадастр недвижимости об объекте недвижимости, государство признает факт его существования и защищает права граждан на указанный объект недвижимости. Соответственно, при оформлении прав на объект недвижимости необходимо, чтобы он прежде был поставлен на кадастровый учет.

Кадастровая палата осуществляет:

– прием документов по всем услугам Росреестра;

– ведение государственного кадастра недвижимости на территории Ульяновской области;

– расчет кадастровой стоимости объекта недвижимости при изменении его характеристик;

– предоставляет сведения,вне-сенные в государственный кадастр недвижимости;

– с 1 сентября текущего года предоставляет сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и на объекты недвижимости, расположенные в границах Ульяновской области.

На сегодняшний день в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения более чем о 527 тыс. земельных участках (среди них ранее учтенных земельных участков – 456 тыс. и учтенных с 2000 года – 72 тыс.) и около 780 тыс. объектов капитального строительства (среди них ранее учтенных – 711 тыс. и учтенных с 01.04.2012 г. – 69 тыс.).

Ежемесячно в Кадастровую палату поступает более 4 тыс. заявлений о постановке на государственный кадастровый учет, об учете текущих изменений объектов недвижимости, о снятии с кадастрового учета объектов недвижимости и более 24 тыс. запросов о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости.

При этом срок подготовки документов по заявлениям меньше установленных законом 10 рабочих дней и составляет в 2015 году – 6 рабочих дней, по запросам – 4 рабочих дня, вместо 5 дней в соответствии с федеральным законодательством.

– Куда можно обратиться за предоставлением услуг Вашей организации в Ульяновской области?

– На территории Ульяновской области в каждом районе действуют пункты приема-выдачи документов Кадастровой палаты, но начиная со второго полугодия текущего года количество пунктов приема сокращается. Такой процесс связан с открытием офисов ОГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области». Это обстоятельство не должно вызывать беспокойства у жителей, потому что данные изменения происходят в рамках государственной программы, наши специалисты переходят на работу в офисы МФЦ, где также созданы благоприятные условия по оказанию услуг Росреестра.

– Современный человек не представляет своей жизни без Интернета, а какими услугами Росреестра можно воспользоваться с его помощью?

– Предоставление государственных услуг в электронном виде осуществляется Кадастровой палатой посредством интернет-портала Росреестра (www.portal.rosreestr.ru).

Через портал можно подать:

– заявление о постановке на государственный учет объекта недвижимости;

– заявление об осуществлении изменений сведений о нем;

– предоставить дополнительные документы к ранее поданным заявлениям;

– оформить запрос о предоставлении сведений;

– получить документы по результатам исполнения указанных услуг.

При этом заявитель сам определяет, каким образом получить документы: в электронном либо в бумажном виде.

Получить готовый документ можно на почтовый адрес, указанный в запросе или в заявлении, а также в пункте приема-выдачи документов Кадастровой палаты.

На портале Росреестра доступны и другие возможности, в частности, можно воспользоваться бесплатным сервисом «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме онлайн», публичной кадастровой картой, с помощью которых можно быстро получить ряд общедоступных сведений об объекте недвижимости.

Хотелось бы отметить, что, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, проводившего в октябре текущего года исследование о предоставлении услуг в электронном виде среди таких ведомств, как Росреестр, ФНС России, ФМС России, Минздрав России, МВД России, ПФР, услуги в электронном виде Росреестра получили наивысшую оценку пользователей.

– В чем плюсы подачи документов через портал Росреестра?

– Среди преимуществ можно назвать экономию времени на получение услуг, ее доступность и оперативность предоставления. Сервисы портала позволяют воспользоваться данными услугами в любое удобное для человека время, круглосуточно и без выходных, не тратя время на проезд и ожидание в очереди.

Демонстрационные ролики, обучающие процессу получения государственных услуг Росреестра, также размещены на портале Росреестра.

Хочется обратить внимание, что по заявлениям, поданным посредством портала Росреестра, Кадастровой палатой сокращены сроки их рассмотрения до 7 рабочих дней по учетным действиям и до 3 рабочих дней по предоставлению сведений из государственного кадастра недвижимости.

– Обладает ли электронный кадастровый паспорт такой же юридической силой, как и бумажный документ?

– Данный электронный документ имеет равную юридическую силу, как и бумажный. Документы, выдаваемые посредством интернет-портала Росреестра в электронном виде, являются официальными, поэтому каждый исходящий документ подписывается электронной цифровой подписью уполномоченного лица Кадастровой палаты, который можно проверить с помощью сервиса «Проверка электронного документа».

Количество электронных обращений с каждым годом растет.

Первые запросы были приняты в 2010 г. и составляли 5% от общего объема (1 тыс. запросов) и возросли в 2015 г. до 49% от общего объема (более 60 тыс.).

Дорожная карта, утвержденная Правительством РФ, определяет, что к 2018 г. доля электронных услуг в направлении ведения государственного кадастра недвижимости должна достигнуть 70%.

– Если жители нашего региона столкнутся с проблемами при оформлении документов на свои объекты недвижимости, куда они могут обращаться за разъяснениями?

– Мы понимаем, что в осуществлении кадастрового учета недвижимости немало различных нюансов, понять которые без специальной подготовки бывает трудно. Именно поэтому в Кадастровой палате ежедневно ведется прием граждан по личным вопросам. Ежемесячно за помощью к должностным лицам Кадастровой палаты обращается около 250 граждан и представителей юридических лиц.

Четыре дня в неделю ведет консультирование по общим вопросам деятельности юридический отдел. При возникновении сложных технических вопросов, связанных с осуществлением государственного кадастрового учета, мы предлагаем записываться на прием к руководящему составу.

Предпочтительно записаться на консультацию, оставить свой вопрос для детального изучения и уточнить интересующую информацию о порядке приема можно по телефону 8 (8422) 46-83-29.

– Можете ли Вы определить задачи, стоящие перед Вашим филиалом на 2016 год?

– В предстоящем году мы продолжим работу по сокращению сроков оказания услуг Росреестра в соответствии с Дорожной картой РФ, над повышением качества данных государственного кадастра недвижимости, подведем к завершению работы по верификации данных ЕГРП и баз данных ФНС, продолжим работу по привязке объектов капитального строительства к земельным участкам, по переводу услуг преимущественно в электронный вид и по минимизации бумажного документооборота при сохранении комфортных условий оказания услуг. И неизменным приоритетом остается работа с гражданами и кадастровыми инженерами, направленная на повышение качества и уровня информированности о деятельности органа кадастрового учета всех жителей нашего региона.

Информация предоставлена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области