Говорят, очень модно устраивать театральные читки пьес в присутствии публики и проводить открытые репетиции. В Ульяновске на такой эксперимент решились впервые. Молодой режиссер Олег Молитвин, выпускник санкт-петербургской театральной академии, предложил для постановки пьесу Александра Вампилова «Прощание в июне». Распределены роли, прошла первая читка, и на вторую пригласили публику.

Студент Колесов увлекся девушкой Таней, которая оказывается дочерью ректора Репникова, но в тот же день совершил проступок, из-за которого его отчисляют из института. Репников обещает восстановить Колесова, если тот разорвет отношения с Таней. Колесов соглашается, но, получив диплом, рвет его на части, а затем признается Тане в случившемся. Это в двух словах, а мы прослушали пьесу полностью. Естественно, еще нет никакой театральной игры (хотя, например, Алексей Гущин очень эмоционален, а Владимир Кустарников, наоборот, весьма сдержан). После прочтения режиссер обратился к публике с просьбой сказать, цепляет ли эта история или произведение, написанное в 1964 году, давно не надо ставить?

– Для меня не так важно, что она написана 50 лет назад, – поделился он своими мыслями. – Это очень человеческая история, история крупных планов. Она не про конкретную эпоху и время, а про человека. Речь идет о любви и о выборе, а главное – о жертве, эгоизме, непримиримости людей. Для меня в трагедии неслучившейся любви виноваты оба. Колесов не поступился амбициями и потерял то, что могло бы быть у него с Таней. Таня поступила, как ребенок, когда оскорбилась, что ее променяли на диплом.

Обсуждение получилось интересным и глубоким. И публика, и актеры (очень чувствовалось, что они уже полюбили своих персонажей) говорили о том, что двигало героями, в чем причина их поступков, почему Колесов не смог сказать о предательстве, а Таня – простить. Их взаимоотношения, как в кривом зеркале, отражаются и дублируются в других парах персонажей. Тема предательства достигает апогея в случае героя Владимира Кустарникова – Золотуева, и уже предвкушаешь будущий спектакль.

Одним из самых интересных моментов разговора стал спор режиссера и актера Вик- тора Чукина. По мнению Молитвина, порвать диплом – это мальчишество, хулиганская выходка, которая почти ничего не значит. Но Чукин гораздо старше режиссера, и он уже играл в спектакле по пьесе «Прощание в июне» в 1978 году в Свердловске.

– Порвать диплом с гербом СССР – это очень серьезный шаг, шаг с колоссальным значением, – возразил он. – Порванный диплом – это испорченная жизнь, потому что, если даже ты восстановишь его, люди до конца твоих дней будут знать, что ты можешь это сделать. А Колесов – молодой талантливый ученый, который хотел заниматься наукой, и он точно понимал, что делает. Это человек, который выламывается из системы, и это важно.

Пройдет лет 50, а то и меньше, – и, может быть, о трагедии этой эпохи режиссеры вовсе перестанут вспоминать. И не будет актеров, которые подскажут, на чем нужно сделать акцент. Может, не так понятен этот аргумент и Молитвину (хотя он признался, что пояснения Чукина для него очень важны). Но режиссер и актер сошлись во мнении, что одна из тем спектакля – это неприязнь к таланту в отношениях Колесова и Репникова, тема Моцарта и Сальери. Любопытно, что из этого получится в итоге.

Анна Михайлова