В октябре мы опубликовали статью о семье из Барышского района, у которой органы опеки забрали трех приемных детей. Публикация вызвала большой резонанс и была перепечатана во многих СМИ, в том числе из других регионов (статью можно прочитать по следующему адресу: http://presslife.ru/content/view/10631).

Забрали детей из-за синяка?
Напомним, речь в статье шла о супругах Наталье и Илье Ульяновых, проживающих в поселке Старотимошкино. В 2014 году они взяли на воспитание в свою семью трех братьев. До этого они находились в разных детдомах, их объединили в Майнском детском доме «Орбита» за три месяца до того, как Ульяновы решили взять братьев к себе.

– Тимуру на тот момент исполнилось четыре с половиной годика, но он не умел одеваться и самостоятельно ходить в туалет. Саша учился во втором классе, но вообще не умел ни читать, ни писать, – рассказывает многодетная мама Наталья, кстати, бывший педагог.

За полтора года пребывания детей в новой семье ситуация в корне изменилась: десятилетний Александр обогнал некоторых своих сверстников по успеваемости, адаптировались к новой жизни и два других брата.

– Конечно, они непростые дети.

Когда мы их забирали из детдома, нас отговаривали и уверяли, что мы не справимся. Я тогда отвечала: “Мы с мужем педагоги, кроме того, у нас своих родных детей – трое. Так что преодолеем любые трудности!», – продолжает рассказывать Наталья.

Однако в сентябре 2015 года случилось событие, которое фактически полностью перечеркнуло все усилия приемных родителей.

– Наш младший Алеша пошел 9 сентября в садик. Там у него воспитательница нашла синяк и спросила, где он ушибся. Он ответил: «Папа стукнул». А уже 15 сентября к нам приехали специалисты из опеки и, не дав нам с ними даже попрощаться по-человечески, увезли всех троих в приют, – уверяют супруги.

В октябре в доме Ульяновых собрались представители общественности, клуба замещающих семей «Мамонтенок» и областной Ассоциации приемных семей. Все они указывали на то, что наказание со стороны органов опеки не соответствует проступку.

– Во-первых, судмедэкспертиза не нашла никаких следов побоев при осмотре ребенка. Во-вторых, и ближайшие соседи, и другие односельчане характеризует семью Ульяновых только с хорошей стороны. Даже если предположить, что нечто было, то нельзя так чудовищно наказывать за единичный факт, – так прокомментировал эту ситуацию руководитель программ и проектов фонда «Дари добро» Александр Мишалов.

Опека действовала вполне законно

Как оказалось, совсем по-иному оценивают произошедшее представители администрации Барышского района и органы, занимающиеся охраной прав несовершеннолетних. Свою позицию они озвучили на совещании «К барьеру!», которое состоялось 10 декабря в здании регионального Правительства.

– Никаких нарушений со стороны органов опеки не было – это подтвердила и проверка прокуратуры. После того как у Ульяновых забрали детей, состоялась комиссия по делам несовершеннолетних, где родители подтвердили факт избиения детей. Правда, потом они от своих показаний отказались. Сейчас дети находятся в Майнском детдоме, приемные родители их навещают, но особого желания вернуться в семью из Старотимошкино у братьев нет, – заявила замглавы администрации Барышского района Ольга Филатова.
Впрочем, когда первый заместитель председателя областного Правительства Александр Чепухин уточнил, присутствовала ли сама Филатова при изъятии детей, та ответила, что знает обо всем лишь со слов сотрудников опеки.

Далее выступила директор Майнского детдома для детей с ограниченными возможностями «Орбита» Маргарита Мартынова:

– Братья приехали к нам 10 ноября в сопровождении сотрудника приюта. Первая их реакция была: «Ура! Наконец-то мы вернулись домой!». Сейчас им в детском доме очень комфортно, они точно не хотят возвращаться в семью из Старотимошкино. Они вполне адаптировались и хорошо учатся.

Ради справедливости стоит отметить, что до того, как вернуться в «Орбиту», дети больше месяца пребывали в приюте и больнице: радость смены обстановки вполне понятна.

– Это как раз одна из тех историй, которые так любят СМИ, – когда происходит своеобразная «стигматизация» органов опеки. На самом деле у каждой из сторон в данной ситуации своя правда. Ни у кого нет и никогда не было цели просто так отбирать у семьи приемных детей. В первую очередь мы охраняем права несовершеннолетних. В настоящее время заведено уголовное дело по статье 116 УК, связанной с побоями. Нужно дождаться итогов данного дела, а затем что-то решать, – высказала свою точку зрения начальник Главного управления труда, занятости и соцблагополучия Ульяновской области Екатерина Сморода.

В свою очередь наш корреспондент во время совещания «К барьеру!» обратил внимание на то, что на данную встречу не были приглашены представители Барышского клуба «Мамонтенок» и областной Ассоциации приемных семей. Руководители этих общественных организаций и сейчас настаивают на том, что отбирать детей – последняя, «высшая мера» наказания.

Кроме того, на встрече мы обратили внимание на то, что многие приемные родители жалуются на отсутствие четкого перечня тех требований, которые предъявляются семьям со стороны органов опеки. К примеру, те же Ульяновы говорили о том, что проверяющих не устраивало число семейных фотоальбомов (их, мол, должно быть минимум три, а не два).

– Мы предлагаем журналистам совершить пресс-тур в детский дом «Орбита», где они могли бы сами убедиться в том, комфортно ли там детям, – предложил в завершение встречи Александр Чепухин.

Это означает, что мы еще раз вернемся к данной теме и расскажем нашим читателям о дальнейшей судьбе приемных детей из семьи Ульяновых.

Евгений Нувитов