В середине декабря в Париже закончила свою работу международная конференция по климату, на которой делегации около 200 стран мира, стараясь не вспоминать об основной проблеме, угрожающей будущему человечества, пытались найти рецепт спасения.
Главной бедой считается идущее потепление климата, провоцируемое деятельностью человека и создающее так называемый парниковый эффект. Это когда в атмосферу выбрасывается все больше углекислого газа, который блокирует теплоотделение Земли, и она неуклонно разогревается. Повышение средней температуры воздуха, в свою очередь, дестабилизирует климат на планете, в связи с чем участились ураганы, тайфуны, засухи и прочие разного рода аномалии, как до +8 в декабре у нас.
Правительства государств понимают, что нужно что-то делать, иначе хана, но наряду с этим пониманием где-то там в их подкорках сидит мысль, как бы от ситуации выиграть, выторговать, сэкономить что-нибудь. Индия, например, указывая, что не может без развития, добивается, чтобы ей позволили больше использовать в энергетике уголь. Слаборазвитые страны уверены, что за спасение Земли от климатического и – шире – экологического коллапса должны больше платить страны высокоразвитые, которые как раз и способствовали возникновению парникового эффекта. И так далее.
Речь идет в основном о сокращении энергопотребления, что снизит нужду в выработке в первую очередь электроэнергии и сократит, соответственно, объем вредных выбросов, образующихся при ее производстве. Наверное, действительно, сегодня есть много того, без чего человек в принципе может обойтись – типа агрегата, моющего посуду, которую большинство людей способны вымыть и руками. Или круглосуточного торчания в интернете и социальных сетях. Но все-таки не в этом корень зла. Даже официально признается, что до 50 процентов вины за надвигающуюся на человечество глобальную катастрофу лежит на загрязнении воздуха выхлопными газами от работы транспорта. Это в среднем в мире. В России же на транспорт, и прежде всего автомобильный, приходится, думаю, до 80 процентов вредного воздействия на экологию. А у нас в Ульяновске – и все 90 процентов.
По традиции мы все заимствованное на Западе доводим до абсурда. Довели и автомобилизацию. В той же Европе население давно осознало, чем это грозит, и правительства принимают хоть какие-то меры. Через ограничения автотрафика через населенные пункты и прямые запреты въезда машин в центры крупных городов. Через жесткий экологический контроль качества используемого топлива, пересадку на автомобили меньшей мощности, электромобили и велосипеды. У нас – с точностью до наоборот: если импортные машины, то размером с трактор, если отечественные, то невыносимые вонючки, которые по большому счету следовало бы с дорог вообще убрать. При выборе, на чем ездить, Европа считает и взвешивает, у нас действуют при отключенных мозгах. И сплошь и рядом видишь, как у подъездов разваливающихся халуп, где хозяева ютятся в полуторакомнатных квартирах, стоят новенькие навороченные джипы. При тенденции Запада внедрять общественный электротранспорт у нас периодические порывы ликвидировать трамвай или троллейбус.
Боюсь показаться чрезмерно резким, но в вопросах средств передвижения в России властвует безбашенность, то есть непонимание последствий и неспособность предвидеть их даже в расчете на ближайшее будущее. Безбашенность присутствует, конечно, и в других странах, как, скажем, в США, где круто иметь по большой машине на каждого члена семьи. И не знаю, как в Америке, но у нас это вряд ли исправимо. Дело, кстати, не только в автомобилях, но и в поездах, ведомых тепловозами, и в самолетах, на которых делегации прилетали в Париж для поиска путей спасения Земли. От этих комфорта и удобств (и они же излишества), как и ото всех вредных привычек человек добровольно не откажется, не спешится, и потому будущего у человечества нет. Оно самоуничтожается, что проницательные люди видели уже давно. И среди них – Лев Толстой, считавший, что врагами современной цивилизации являются… сама цивилизация, национализм и религиозный фанатизм. За сто с лишним лет ничего здесь не изменилось, а стало только еще хуже и безысходней, что было заметно и по ходу парижской конференции, на которой царили апатия и осознаваемое бессилие. Не изменит ситуацию кардинально и подготовленное конференцией соглашение. Не с того конца ее меняют.
Сергей Поленов
А. Брагин
вот нефть и газ качают из нефти делают бензин = бензин горит и газ горит. а нефть и газ это жидкость, вместо нефти и газа в пустые резервуары закачивают воду , скоро воды не останется.