18 декабря в Ульяновске состоялось уникальное для нашего города мероприятие – конференция, посвященная развитию электротранспорта с автономным ходом. По приглашению организаторов – МУП «Ульяновскэлектротранс» – к нам приехали специалисты из 15 различных городов России.

– Дело в том, что в этом году мы с помощью наших коллег из «Челябинсктранссервиса» модернизировали один из ульяновских троллейбусов – установили на нем систему автономного хода. Кроме того, у нас уже закуплен один «автономный» троллейбус, еще один – находится на тестовых испытаниях. Эта тема очень интересует коллег из других городов, в связи с чем было принято решение провести презентацию новых машин в форме конференции, – поясняет директор «Ульяновскэлектротранса» Борис Боровой.

Водитель троллейбуса.JPG
Водитель «беспроводного» троллейбуса Юрий Денисов уверяет, что управлять модернизированной машиной столь же просто, как и раньше

На встречу собрались очень заинтересованные люди – руководители пассажирских предприятий и заводов, которые производят электротранспорт.
– Во всем мире в настоящий момент наблюдается настоящий ренессанс электротранспорта. Имеются в виду не только троллейбусы с автономным ходом, но электромобили и электробусы. К примеру, в Польше автономные троллейбусы «бегают» уже более пяти лет, а в Китае к 2020 году планируют половину автобусов переделать в электробусы. Это обусловлено не только экологической безопасностью, но и необходимостью «ухода» от нефтяной зависимости, – констатирует председатель совета директоров Группы компаний «Челябинсктранссервис» Вячеслав Ермаков.
Именно при техническом содействии челябинцев сотрудники «Ульяновскэлектротранса» буквально за несколько недель смогли вдохнуть «вторую жизнь» в машину, судьба которой, казалось, была предрешена.
– Один из наших троллейбусов достаточно долго стоял, что называется, «под забором»: у него вышел из строя двигатель, и в общем-то мы планировали пустить его на запчасти. Вместе с коллегами из Челябинска мы установили на него новый асинхронный двигатель, качественный кишиневский привод и три блока литий-ионных батарей. Все это позволяет экономить около 30 процентов электроэнергии и проходить примерно 60 километров на автономном ходу, – рассказывает Боровой.
Правда, 60 километров – это максимальное расстояние, которое в реальности никто не планирует преодолевать на «автономке».
– Производители не рекомендуют нам разряжать батареи более чем на 50 процентов. При соблюдении данного условия мы сможем существенно продлить жизненный цикл дорогостоящих батарей – до пяти и более лет. Это означает, что в автономном режиме машина будет проходить приблизительно 25 километров, далее нужно подсоединяться к контактной сети. Такого расстояния вполне достаточно, чтобы организовать новые пассажирские маршруты, – комментирует руководитель «Ульяновскэлектротранса».
После конференции участники встречи смогли прокатиться на модернизированной машине от троллейбусного депо, расположенного на Верхней террасе, до «Авиастара». Как пояснил нашему корреспонденту водитель автономного троллейбуса Юрий Денисов, в управлении машиной поменялось не так много: появился новый дисплей, показывающий уровень заряда аккумуляторов, и тумблер, с помощью которого «вагоновожатый» переключает режим работы с автономного на контактный.
– В настоящее время мы прорабатываем шесть различных вариантов маршрутов автономного троллейбуса. Например, глава Заволжского района Наиль Юмакулов высказал пожелание, чтобы схема движения включала в себя остановки рядом с СП «Авиастар» – там существует определенная проблема с транспортом, – говорит Борис Боровой.

Автономный троллейбус.JPG
Автономный троллейбус на въезде в депо

Как отметил один из участников конференции – председатель Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Городской электрический транспорт» Саид Закиров – электротранспорт в России сейчас переживает не лучшие времена.
– У многих муниципалитетов отсутствуют средства на обновление подвижного состава. Поэтому я считаю, что Ульяновск, где это все-таки происходит, достоин всяческой поддержки. Также стоит обратить внимание на то, что модернизация троллейбуса была произведена силами самого «Ульяновскэлектротранса». Это доказывает, что у предприятия грамотный руководитель и профессиональный коллектив, а значит есть определенные перспективы, – считает Саид Закиров.
Добавим, что перевод троллейбуса на «автономку» обошелся в 5,5 миллионов рублей. По отзывам участников, на любой другой вариант – к примеру, на строительство контактной линии для организации новых маршрутов – пришлось потратить бы намного больше.
Сергей Соболев