Под занавес уходящего года принято подводить итоги. Каким был для «Авиастара» 2015 год? Что можно назвать главным достижением минувших двенадцати месяцев? И что ждет завод впереди? Об этом мы попросили рассказать генерального директора предприятия Сергея Дементьева.

– Итак, Сергей Геннадьевич, как в целом Вы бы охарактеризовали прошедший год?

– 2015 год для коллектива «Авиастара» был довольно тяжелым. Во многом это связано с увеличением объемов производства и количеством строящихся самолетов. Но по большому счету с поставленными задачами мы справились. В этом году на заводе построены три транспортных воздушных судна Ил-76. Ведется строительство двух Ту-204 для Управления делами Президента. Большой объем работ проведен по проектам МС-21, SSJ-100.

Главное достижение года – передача основному государственному заказчику первого тяжелого транспортного Ил-76МД-90А. Самолет поступил на вооружение Военно-транспортной авиации Воздушно-космических сил России.

– С экономической точки зрения как итоги уходящего года отразятся на регионе в целом?

– АО «Авиастар-СП», наряду с автомобильным и механическим заводами, является градообразующим предприятием. И, безусловно, любое достижение, касающееся объема выпускаемой продукции, связано с увеличением индекса промышленного производства в регионе. «Авиасгар» занимает значительную долю в этой сфере.

– Какую поддержку заводу оказывает правительство Ульяновской области?

– Довольно существенную. В течение последних пяти лет нам помогает не только региональное правительство, но и администрация города. Так, со стороны Ульяновской области и города мы получаем льготы по налогообложению на имущество и землю. Благодаря этому мы можем направить высвободившиеся средства на социальное развитие и техническое перевооружение предприятия, а также помочь городу и области в развитии социальных направлений и проекта «Ульяновск – авиационная столица России».

– Сейчас мы живем в условиях кризиса, вызванного санкциями со стороны ряда стран. Как в таких условиях на «Авиастаре» происходит импортозамещение?

– Следует отметить, что мы выпускаем уже конечный продукт, и от того, как организована работа по импортозамещению у смежников, напрямую зависит и результат по выпуску нашей продукции. К примеру, по данной причине у «Авиастара» есть трудности с реализацией проекта Ан-124. Из-за того, что ряд вопросов пока не решен, в том числе по импортозамещению двигателя, в 2015 году мы не смогли реализовать часть задач по модернизации «Руслана». Несмотря на это, уверенно двигаемся вперед, а трудности временные, и их нужно пережить.

– Теперь что касается технического перевооружения. Что было сделано в этом направлении в ушедшем году?

– Сделано многое, но опять же не все. Здесь снова сыграла внешняя ситуация в стране, в первую очередь связанная с обвалом рубля. Тем не менее, в уходящем году на заводе проведена большая работа по закупке оборудования на ближайшие два года. Все задачи, связанные с развитием промышленного производства, технологий, постараемся выполнить в 2016 – 2017 годах. И я уверен, что мы и здесь будем двигаться дальше.

– Какой продукт в производственном секторе предприятия сегодня считается главным?

– Основным из продуктовых проектов, конечно, является Ил-76. Но и другие направления, безусловно, также являются приоритетными. Почему? Вот, к примеру, тема глубокой модернизации самолета Ан-124. Как ее назвать не приоритетной, когда она связана с обороноспособностью страны? Как назвать второстепенным направление МС-21, если это государственный проект? Пора уже создать отечественный конкурентоспособный продукт, в противовес тем же Boeing и Airbus. Как не выделить проект Sukhoi Super Jet 100, в производстве которого мы также участвуем? Я считаю, что и ему нужно давать определенный приоритет с точки зрения развития рынков сбыта.

Не менее важен и ряд других стратегически значимых для страны проектов, в которых завод начинает участвовать, в первую очередь – по кооперации. Это Ил-112, Ил-114.

– А какие ближайшие планы? Допустим, на 2016 год?

– У нас по-прежнему большие планы по реализации проекта Ил-76. Так, на базе этой машины мы в новом году должны построить первый топливозаправщик и начать его летные испытания. Это тоже одна из приоритетных задач, потому что от успеха ее реализации будут зависеть следующие государственные контракты.

Возрождается тема Ту-204: на 2016 и 2017 гг. определены заказчики. Так что весь задел, который у нас есть по Ту-204, думаю, в ближайшие три года мы сможем реализовать.

Что касается других проектов, например МС-21, то буквально недавно мы проводили совещание о перспективах дальнейшего сотрудничества с Иркутским авиационным заводом. Договорились, что еще пять самолето-комплектов будем запускать уже в 2016 году. Так что мы двигаемся вперед, и объемы производства будут только расти.

Всех заводчан, всех горожан, всех тех людей, кто неравнодушен к авиации, я поздравляю с Новым годом. От всей души желаю крепкого здоровья, удачи, благополучия, мира и процветания! Пусть в новом году ждет успех, воплощаются в жизнь все замыслы и начинания, исполняются надежды и мечты, а 2016 год станет годом стабильности, спокойствия и уверенности в будущем. И, конечно, всем – чистого, мирного и безопасного неба.

Подготовили Олеся РАДУШКИНА, Сергей МОЧАЛОВ (Газета «СТАРТ», номер 46 (462) от 28 декабря 2015 года)