Елена Сорокина
Фото: Елена Сорокина / «Русская планета»

Фото: Елена Сорокина / «Русская планета»В ульяновском Детском музейном центре взрослых с неврологическими заболеваниями учат лепить из глины и конструировать из бумаги.

Воспитанники реабилитационного центра «Подсолнух» в Ульяновске проходят социализацию через творчество. Специальный проект позволяет молодым людям с неврологическими заболеваниями адаптироваться и развиваться. Как утверждают педагоги, частые занятия помогают всем желающим реализовать себя с творческой стороны.

Детский музейный центр ульяновского заповедника «Родина В.И. Ленина». С виду — самое обычное творческое занятие: в небольшом уютном классе за столом сидят трое, каждый создает с помощью полимерной глины новогоднюю елочку, сотрудники центра помогают.

– Ребята, прижимайте плотнее шарики и гирлянды к елочке, чтобы после запекания детали не отвалились. Вова, тебе помочь сделать звезду на макушку? — участливо интересуется старший научный сотрудник центра Александра Горбунова. И тут же берется помогать одному из учеников.

Нюанс один: все ученики — уже давно не дети. Например, Вове — 26. У него синдром Дауна. У остальных ребят также неврологические заболевания. И все они частые гости Детского музейного центра, где вот уже три года проходят творческие мастер-классы для особенных людей. Как рассказывает организатор этих занятий Гульнара Салахова, каждый урок длится не более 20-40 минут — больше ребятам сложно выдержать, периодичность — раз в неделю. За один урок каждый ученик успевает создать свою собственную поделку, которую потом может забрать домой. Педагоги стараются продемонстрировать разные техники, например, квиллинг — искусство создания аппликаций из скрученных в спиральки полосок бумаги, или лепку из полимерной глины. По словам педагогов, такие занятия способствуют формированию эстетического вкуса, развитию памяти, логического и творческого мышления, пространственного воображения, мелкой моторики, а также социальной адаптации. Всего этого помогает достичь работа с разными материалами — бумагой, полимерной глиной, пластилином, клеем, гофрированным картоном.

– Я — строгий учитель, — делится Гульнара Салахова. — Потому что я знаю их возможности — они могут сделать больше! Всегда стараюсь выжимать из них максимум на занятии. Конечно, конкретного лечебного воздействия наши мастер-классы не оказывают, но мы стараемся развивать мелкую моторику, воображение, видим, что, например, стали лучше работать кончики пальцев. Плюс общение. Иногда вот видишь, что ребята пришли в плохом настроении — стараешься создать особую атмосферу, чтобы ушли от нас с хорошими эмоциями.

Вместе с сотрудником Детского музейного центра ребята лепят новогодние елочки. Не без помощи выбирают цвета для глиняных шариков, раскатывают гирлянды, мастерят звезды на макушки. А в это время в коридоре их ждет одна из родительниц. Мама Владимира Ирина Кабанова сопровождает группу на все занятия: с утра — на танцы, затем — в гончарную мастерскую, и уже после нее — в Детский музейный центр.

– Все наши детки — подопечные реабилитационного центра «Подсолнух». Он ограничен по возрасту, хотя нас пока принимают, например, мы посещаем театральную студию. Но мы прекрасно понимаем, что наступит тот момент, когда нам скажут, что у них много детей, а наши уже взрослые. Поэтому мы ищем новые точки, новые острова, где можно встречаться и развивать своих детей, — рассказывает собеседница. — Здесь ребятам очень нравится. И мы видим результат: кто не умел резать ножницами, — научились, кто не умел лепить, — научились. Те картинки, что они создают, хоть и маленькие, но если сложить их в одну большую картину, то можно проследить развитие и увидеть прогресс.

 По ее словам, идея организовать подобные занятия на базе Детского музейного центра пришла именно им — родителям. Музейные сотрудники с радостью согласились помочь. Начинали с группы в десять человек, но сейчас ходят всего трое: у одних — семейные обстоятельства, у других — проблемы с транспортировкой. Как отмечает сама Ирина Ивановна, в случае с такими детьми, как у нее, многое зависит от самих родителей.

– Деткам, у которых нет проблем с умственным развитием, немного проще: они сами знают, что им интересно и чего они хотят. В нашем же случае многое зависит от возможностей и желания родителей: куда мы их поведем, туда они и пойдут. Когда мы только узнали о диагнозе сына, это был 91-й год, мы жили в Новосибирске и думали, что уж в таком большом городе найдем, куда пойти с ребенком. Но ничего не нашли. Наш первый такой серьезный выход был уже здесь, в Ульяновске, в центр «Подсолнух». Мы очень благодарны этому учреждению за его работу и рады, что сегодня появляются такие места, где наши дети могут получить знания и навыки для своего будущего.

По словам педагога Детского музейного центра Гульнары Салаховой, ребята, приходящие на такие занятия, добрые и отзывчивые.

– В теле большого человека находится маленький ребенок. И многое зависит от того отношения, с которым ты к ним обратишься, — подчеркивает Гульнара.

Она отмечает, что сложности были только поначалу: был и страх перед первой встречей, и невозможность уделить каждому столько внимания, сколько требовалось бы, из-за большого количества людей. Сейчас, когда группа стала меньше, проблем нет ни в общении, ни в достижении поставленных перед уроком целей. Тем более, что все ученики благодаря посещению реабилитационного центра «Подсолнух» легко обучаемы и подготовлены.

– Мне самой 26, — говорит Гульнара Салахова. — Хоть мы и общаемся на равных, зовем друг друга по имени, заниматься с ними нужно, как с детьми.

Фото: Елена Сорокина / «Русская планета»

Проходят в Детском музейном центре и индивидуальные занятия. На них приводят уже действительно детей от 3-4 лет. В основном это малыши с недоразвитой речью, задержкой психического развития, психокоррекционными нарушениями, например, боязнью коллектива. Таких ребят не отведешь в детский сад или школу раннего развития, рассказывает старший научный сотрудник центра Александра Горбунова.

– У нас они сидят на занятии с мамой, под ее присмотром. Им не нужно с ней расставаться. К сожалению, в отличие от взрослой группы, которая посещает нас еженедельно, с малышами очень трудно оценить результат, поскольку они приходят не так регулярно. Это связано в первую очередь с их индивидуальными особенностями, в частности, неусидчивостью, плохой концентрацией.

Самое сложное в работе с такими посетителями, отмечает Александра Горбунова, — поиск методических приемов, которые смогут завлечь малыша и дать наибольший эффект. Но в этом и есть суть работы, подчеркивает собеседница, — найти ключ к каждому ребенку, тот самый особый подход.

Как утверждает директор ульяновского реабилитационного центра «Подсолнух» Татьяна Лучникова, подобные занятия позволяют людям с ограниченными возможностями здоровья в первую очередь реализовать себя с творческой стороны. Она отмечает, поделки таких ребят не бывают примитивными, на них обязательно хочется остановить взгляд и понять, что хотел донести автор. А для них самих это возможность вести диалог с обществом.

– К этому возрасту (мы говорим о старшей группе занимающихся в творческих студиях) навыки моторики уже сформированы, и ребята могут, например, вырезать или слепить симметричные предметы. Поэтому нужно понимать, что, если такой ученик слепил елку, которая склонена на бок, это не просто так получилось, у этого есть свой смысл. Когда их спрашиваешь: «Почему так?», они могут выдать самые непредсказуемые ответы, например, что елка скучает зимой и наклонилась поближе к людям.

По ее словам, создание таких студий полезно как для самих инвалидов — таким образом они раскрывают и поддерживают свой творческий ресурс, так и для общества, которое не только последовательно в своих действиях в отношении социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья, но и открывает для себя новый взгляд на мир.