Маша

Об альтернативном проекте «Я был в Ульяновске» нам рассказали Маша Чурбанова, Наташа Чебаркова и Светлана Беляева.

Проект появился в 2013 году в Ульяновске. Фотограф, выпускница экономико-математического факультета УлГТУ Мария Чурбанова (на заглавном фото) была его «движком» и идейным вдохновителем. Дизайнер Наталия Чебаркова, закончившая факультет культуры и искусства УлГУ, сделала первые замечательные рисунки для открыток, кружек, магнитов. Сувениры совсем не похожи, и слава Богу, на то, что продавалось в городе ранее, а именно — на аляповатые, взятые из интернета фотографии памятников Ленину с золотыми надписями. То, что придумали девушки, было нарисовано лично, свежо, современно, стильно, несмотря на то, что использовались для работы те же самые знаковые ульяновские «точки» — Волга, мосты, Венец, самолёты, краеведческий музей, Мемориал, и, куда уж без него, Ильич. Работал тогда проект в качестве резидента в креативном пространстве «Квартал» на льготных условиях, потянуть аренду офиса или помещений в других частях города было нереально. О том, как идут дела, что такое творческий бизнес, а также о новинках продукции наш корреспондент поговорил с основателями проекта и его новым участником Светланой Беляевой, которая занимается продвижением в соцсетях и рекламой.

Прежние

— Вы, как и раньше, альтернативный проект «Я был в Ульяновске»?
Наташа: Да, по-прежнему альтернативный проект сувенирной продукции «Я был в Ульяновске», но вот уже полгода, как к нам примкнул еще один человек – Света. За последнее время проект довольно сильно развился, и вдвоем мы уже просто физически не успеваем выполнять всё необходимое.

Маша: Называемся мы, если совсем точно, проект альтернативной сувенирной продукции «Я был в Ульяновске». Света для нас — радостная перемена, ведь это значит, что мы стали немного сильнее и решительно настроены двигаться дальше нашей небольшой командой.

Света: Я присоединилась к девочкам с целью развить проект до нужного нам уровня. У нас вроде хорошо получается.

— «Квартал» и магазин «ДеПо» в прошлом?
Маша: Мы ныне полностью самостоятельный проект, без какой-то привязки конкретно к одной точек. У нас есть несколько дружественных магазинов, где продаются наши сувениры, есть группы в соцсетях, и есть просто три человека, которые всегда на связи, и у которых дома также есть склад продукции. «ДеПо» пришлось закрыть, но не навсегда.

Света: Мы стараемся анонсироваться все мероприятия, где принимаем участие, для продвижения проекта. И радостно осознавать, что людям нравится то, что мы делаем.

— Несколько слов об обновлении «коллекции». Что поменялось?
Наташа: Есть основная коллекция, которая сформировалась за два года существования нашего проекта. За последние месяцы к ней добавилось четыре новых принта. Но наряду с основной коллекцией у нас появились еще две: новогодняя (8 принтов) и шрифтовая (6 принтов). За последнюю спасибо Маше и ее вдохновению от поездки в Германию.

Света: Последняя получилась достаточно строгой и лаконичной.

Маша: Соединить тему Ульяновска и какого-то праздника, в данном случае Нового Года, мы решились впервые. И не ошиблись. Коллекция расходится «на ура». Знаем, что новогодние поздравления на наших открытках уже улетели в Москву и Санкт-Петербург, на Алтай, в Калининград, в Лондон, в Норвегию, Германию и в США. Мы всегда спрашиваем наших покупателей, куда отправляются наши сувениры. Идея коллекции с типографикой родилась у нас буквально за три часа, а через неделю получили первые образцы. Она очень сильно отличается от того, что мы делали раньше, но мы очень ее полюбили. Сейчас понемногу запускаем её в продажу.

69awrF90IxI

— Разделяют самозанятость и бизнес. Для вас проект это первое или второе? Ваша организационно-правовая форма?
Маша: Статус юридического лица у нас имеется. Настоящим бизнесом наш проект назвать пока сложно. Скорее мы сейчас в стадии такой, что хотим, чтобы это было бизнесом. Для каждого из участников этого проекта, если признаться, этот проект не основной способ заработка. Но мы видим потенциал и стараемся перевести его из «хобби» в бизнес.

Света: Пока для меня это просто хобби. Мне нравится, когда люди восхищаются, казалось бы, такими простыми вещами, как открытки.

Наташа: Для меня, как для иллюстратора, это сложный вопрос. Просто делаю то, что нравится. И я буду просто в полном восторге от проекта, когда он начнет приносить нормальный доход. Пока по-прежнему весь заработок вкладывается обратно в производство и прочие необходимые расходы, но пока это не проблема, потому что помимо денег мы вкладываем в проект и душу.

— Как рассчитываете цену сувениров?
Наташа: Себестоимость плюс наценка плюс комиссия магазина.

Маша: В основе — себестоимость. Плюс мы оцениваем свой труд.

Ленин

— Самый ходовой «товар» из вашего списка?
Наташа: Зависит от того, в какой именно период времени. Например, перед Новым годом был в ходу Ленин с бородой Деда Мороза.

Маша: Не можем выделить что-то одно. Мы заметили, что каждые 3-5 месяцев «хит» меняется. Когда-то это был принт с самолетиками, когда-то «Ветра» и так далее. В декабре вот уже третий раз заказывали партию новогодних открыток с новогодним Владимиром Ильичом.

Света: Самый ходовой товар — открытки. Конечно, есть у меня свои любимчики, например постер «Колобок» из новой коллекции и новогодний Ленин с бородой. Приятно, когда люди приходят за какими-то определенными открытками, которые непосредственно связаны с их сферой деятельности. Пример — серия «Авиационная столица».

— Есть ли в Ульяновске вообще рынок сувенирной продукции? Изучали ли вы его или рынки соседей в Казани, Чебоксарах, Самаре, или может, в Москве или условном Амстердаме?

Наташа: Да, рынок сувениров в Ульяновске есть, преимущественно традиционных сувениров. Насчет рынков соседей… Не столько изучали, сколько вдохновлялись. Очень радуют нестандартные сувениры. Всегда, отправляясь куда-то в поездку, стараюсь прихватить с собой на память что-то эдакое, что будет продолжать вдохновлять меня и дома.

Маша: Да, в Ульяновске рынок сувенирной продукции есть. Но не изобилует большим выбором, несмотря на то, что вроде бы количество сувениров немалое. Что происходит в Чебоксарах и Самаре, не знаем. Знаем, что в Казани ситуация похожая на ульяновскую. В Москве интереснее. В Сибири, и в частности в Томске, есть потрясающие проекты. Но там скорее больше история с брендингом территорий связана. Нам всегда интересно знакомиться с теми, кто так же как и мы в своих городах инициировал интересные проекты про сувениры. Где-то это инициатива студентов, а где-то большой бизнес. Сильно впечатлил Стамбул парой проектов нетипичной для этого места сувенирки. Возникло небольшое разочарование в сувенирной продукции Берлина.

Света: Да, рынок сувениров в Ульяновске есть, мы его изучили. К сожалению, продаются в основном обычные, ничем не приметные сувениры. Мы держим курс на Москву и Питер. Генератором наших идей и вдохновения является Маша. Достаточно часто она бывает заграницей, где взгляд на сувенирную продукцию совершенно отличается от нашего.

Ульск-Симб


— Ваши основные расходы? Арендуете ли где-то помещение? Или всё делается онлайн, ну, кроме печати и производства сувениров, конечно?

Наташа: Основные расходы – это печать. Тиражи наращиваем, переходим местами на офсет, себестоимость снижается, но все равно производство – основная статья расходов. Помещения не арендуем, существуем онлайн, сдаем сувениры на реализацию в уже существующие магазины.

Маша: Все в голове и в Сети. Когда есть, что «сказать», идем в типографию, тратим большую часть денег на это, и появляется новая коллекция или какая-то идея.

Света: Основная часть – это печать открыток. Чтобы сократить расходы, было принято решение отказаться от аренды помещения. Нет нужды. Нашу продукцию можно найти в уже существующих точках продаж либо заказать через соцсети.

— Где печатаете открытки и производите магниты и кружки? В одном месте или в разных?

Наташа: Все подрядчики, в основном, ульяновские, немного московских. Путём проб и ошибок нашли несколько мест, где нам нравится печатать открытки, кружки, магниты и прочую продукцию.

Маша: При выборе партнеров нам важна была цена производства, но еще важнее — подход к делу. Потому что почти всегда мы заказываем небольшие тиражи, когда-то нужно напечатать так, как никогда эта типография не печатала до этого. И мы вместе пробуем, нам идут навстречу во многих вопросах.

Света: Спустя некоторое время нам удалось найти лучших в нашем городе и доверить создание нашей продукции именно им.

— Окупается ли проект?
Наташа: Скажем так, окупается, но бешеных прибылей у нас пока нет.

Маша: Да, конечно! Иначе мы бы его закрыли.

Света: Не могу сказать, что мы сидим с пустыми карманами. Доход, естественно, есть. На сегодняшний день большую часть средств мы вкладываем в развитие проекта.

Разное

— В последнее время в Ульяновске много говорится о творческом предпринимательстве. На ваш взгляд, что это такое?
Наташа: Понятия не имею (смеётся). По сути, почти любое предпринимательство творческое, потому что нужно без устали думать, работать, вкладывать душу, решать, как эффективнее решить тот или иной вопрос… Это всё тоже творчество. Но, произнося словосочетание «творческое предпринимательство» люди скорее всего имеют ввиду, к примеру, продажу художниками своих картин, или создание своей студии танца, гончарной мастерской. То есть когда люди, которые занимаются творчеством в общепризнанном смысле этого слова, делают это не только для души, но еще и зарабатывают этим.

Маша: Хотя тема и близка, но трудно ответить. Каждый предприниматель что-то создает. Просто все предприниматели работают в разных сферах. Мы — в творческой, если можно так сказать.

Света: Этот вид предпринимательства явно приносит радость, ведь человек не только делает то, что ему нравится, но и еще зарабатывает на этом.

— Живо ли вообще творческое предпринимательство в городе? 
Наташа: Честно говоря, я уже года два не живу в Ульяновске, но то, что я наблюдаю издалека, меня радует. На мой взгляд город развивается, появляется все больше интересных людей с интересными идеями, которые не боятся, не тупят, простите, а берут и делают. Творческое предпринимательство в городе живо, как минимум растет и развивается.

Маша: Говорить о том, живо оно или нет, еще слишком рано. Я считаю, что оно еще даже не родилось как факт, как уверенное движение, или как класс, если хотите. Зарождается. Но это отличный период, и несмотря на самое начало, за последние года четыре произошло очень много благоприятных перемен, огромный прорыв в творческих индустриях, было много сделано, чтобы такое словосочетание хотя бы возникло в Ульяновске. Творческие предприниматели стали заметны, ими интересуются, можем по себе сказать. И я уверена, что дальше будет только интереснее.

Света: А я думаю, живо. Почти каждые выходные в городе устраиваются творческие маркеты, где можно встретить большое количество творческих людей. Соответственно этот вид предпринимательства стремительно растет.

— В России нигде не обучают тому, как конкретно творческому предпринимателю выстраивать свой бизнес, как совместить маркетинг и менеджмент, как не забыть про финансы, продажи и прочее. Вы учились сами по ходу дела?
Наташа: На самом деле учат, но надо найти где. В Москве есть институт бизнеса и дизайна, где дизайнеров учат не только рисовать, но и продвигать себя, создавать свой бренд. Но мы-то там не учились (смеётся). От себя скажу, что я далеко не спец в бизнесе, хотя и училась этому на тренингах, курсах, читала литературу. На самом деле главное просто начать процесс, на своем опыте гораздо лучше усваиваешь, что работает, а что нет.

Маша: Способность что-то вообразить, придумать, а это главное, на мой взгляд, из книжек или институтов не получишь. Это, наверное, нужно иметь в себе. И при случае уметь этим воспользоваться. А когда идея есть, финансам, маркетингу и прочим вещам можно научиться по ходу дела. В Москве и Питере, я знаю, появились сильные образовательные программы, которые связаны с творческими индустриями.

Света: Никогда ничему подобному я не училась. Все пришло с опытом.

1 2 3

 

— Можно ли в Ульяновске небольшим бизнесом, как ваш, заработать серьезные деньги?
Наташа: Затрудняюсь ответить. Во-первых, какая сумма считается серьезными деньгами? Во-вторых, бизнес небольшой на данном этапе, работаем над расширением. Но если брать тот уровень, который есть у нас сейчас, нет, не заработаешь. Хотите серьезных денег – надо больше работать, и более системно. Мы хотим!

Света: Нам просто необходимо приложить чуть больше усилий, и у нас все получится.

Маша: Говорят, что можно. Когда нам будет, что сказать по нашему проекту в этом плане, мы обязательно расскажем. Может быть в следующем интервью (смеётся)?

Андрей Белов