В информационных сетях завершились праздники, и мы с удивлением обнаружили, что помимо криминальных новостей, фотографий девушек и котиков, народ интересуется и более серьёзной повесткой. В СМИ обсуждают темы ульяновской авиации, медицины, спорта и даже наши международные экономические и военные связи. А в местных источниках – всё больше о чиновниках, да о политике. Наш беглый обзор текущей повестки, чтобы вы были в курсе того, что происходит.

Федеральный фон
Неделя началась с заявления Владимира Путина о развитии демократии в России немецкому каналу Bild. Россия хорошо усвоила «прививку» единоличного правления одной политической силы, сказал президент, намекая на коммунистическое прошлое. По словам Путина, в России сейчас 77 партий имеют право бороться за власть на парламентских выборах, и снова действуют прямые выборы губернаторов. Эти заявления весьма актуальны для Ульяновска в 2016 году: нас ждут выборы в Госдуму и в губернаторы.
Одновременно разгорелся скандал по поводу слов чеченского главы Рамзана Кадырова. Он заявил, что представителей несистемной оппозиции, выступающих против Путина, нужно считать «предателями» и «врагами народа». Представители несистемной интеллигенции сразу же потребовали отставки Кадырова, всячески клеймя «путинского пехотинца».
В Москве в это время проходил Гайдаровский форум, на котором присутствовало всё ульяновской правительство в полном составе. На панели форума католик и либерал Герман Греф назвал по-английски Россию «государством-неудачником» и призвал к коренным реформам. Представители системной оппозиции тут же потребовали отставки Грефа, а интернет-тролли – извинений главы Сбера перед Кадыровым.
На фоне таких масштабных событий снова не потерялся и Ульяновск.

«Потому, потому, что мы пилоты…»
Прямиком с Гайдаровского форума губернатор Ульяновской области Сергей Морозов (вместе с Грефом) отправился к Президенту и предложил свой план реформ регионального управления: «Я бы хотел попросить у Вас получить одобрение на проработку такого проекта, связанного с изменением системы управления регионом совместно с АСИ». Владимир Путин поддержал идею, а губернатор дал ей звучное рабочее название – «Национальная управленческая инициатива».
Фишка в том, что Сергей Иванович обозначил срок исполнения «проработки» проекта «где то в марте–апреле». Это время истечения его полномочий. Слова Путина «Давайте, конечно!» можно в этом контексте расценить как одобрение губернаторской работы, как минимум, до конца официального срока. Так что никаких отставок и потрясений местной фронде ожидать, похоже, не стоит.
Теперь весь вопрос в том, что же положит ульяновский региональный глава на стол начальству через пару месяцев. Из слов Сергея Морозова понятно, что речь идёт не о региональной, а о муниципальной реформе, которая затронет город Ульяновск. Газета «Коммерсант» получила также уточнения о планах создания в «пилотной» Ульяновской области некой агломерации и единой управленческой команды на несколько муниципалитетов.
Ранее губернатор анонсировал создание совета и центра реформ в регионе, назначив экономиста Олега Асмуса руководить этими структурами. На этой неделе стало известно, что ключевую роль в них будет играть НИИ региональной экономики, созданный Асмусом и возглавляемый экономистом Олегом Ягфаровым. Как будут реформировать экономисты муниципальное управление, пока не понятно.
Для объективности отметим, что несмотря на поддержку Президента и то, что ряд губернаторов уже поддержали идею морозовских реформ, эксперты в других регионах сомневаются в их оригинальности и успешности. Воронежский учёный Александр Соломахин на опыте своей области говорит о том, что заявленная экономия в 25% от муниципальной реформы практически недостижима: максимум – 10-15% в краткосрочной перспективе. Да кто ж считал-то, сколько мы тратим на власть и сколько можно сэкономить?
Однако федеральный эксперт и союзник Ульяновской области – гендиректор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин – уже собрался применять опыт управления Нью-Йорком на поволжской почве: «Безусловно, Ульяновская область – это не Нью-Йорк, это не город, а область с большими расстояниями, поэтому здесь что-то применимо, а что-то нет».
Уже в марте мы сможем более конкретно увидеть, что нам насулит муниципальная реформа от Морозова. Будем ли мы жить, как «ньюйоркеры» и будет ли это связано со следующим сроком Сергея Морозова как губернатора пилотного региона?

Еще о губернаторских и о Форуме.
Если верить конспирологическим слухам о возможном выдвижении Сергея Рябухина на пост ульяновского губернатора, то выделим еще 2 казалось бы далеких факта. Помянутый сенатор тоже выступал на Гайдаровском форуме. Он привычно оседлал свою тему – дефицит региональных бюджетов – и заявил, что в 2015 году тот суммарно по стране увеличился на 30%. Сей факт не получил какого-либо пиар-продолжения: даже какой-либо фотографии Рябухина к этой скромной новости приложено не было.
Зато Сергей Иванович, который, судя по программке форума, также должен был выступать на этом круглом столе, но не пошёл, полностью отработал эту тему у Путина: «Владимир Владимирович, хотел бы обратить внимание на то, что в последнее время очень много говорят о достаточно сложном финансовом положении регионов. Звучат уже реплики о том, что, возможно, стоит пересмотреть бюджеты.
Я бы хотел сказать о том, что у нас на самом деле, на мой взгляд, достаточно много внутренних возможностей в регионах не используется надлежащим образом. Я веду разговор о том, что в Ульяновской области мы приступили к подготовке большого проекта, связанного с изменением системы управления регионом». Точка. Занавес. Аплодисменты по всем федеральным каналам. И кто тут политтехнолог? Кому поставил галочку Путин?
Если оценить публичное присутствие Рябухина как некий «старт», то его едва ли можно признать удачным. Еще одна новость от прошлой недели: его интервью почему то порталу «Вестник Кавказа» почему то о туризме в Ульяновской области. Вряд ли можно оценить как удачную уже и главную идею-посыл. Заголовок: Сергей Рябухин: “Надо возродить идею “кругосветного путешествия” в Поволжье». Подобные «кругосветки» -новость в регионе в последние пару лет достаточно шаблонная, по рекам у нас ходить полюбили. Да и по тексту хорошо заметно: Сергей Николаевич тему для себя выбрал досрочно рискованную. А откровенные ляпы, как, например, заявление о том, что «Пушкин часто приезжал в Симбирск», позволяют заподозрить недостаточную проработанность амплуа «любви к родному краю».

Осторожно, власти закрываются. И переезжают!
Скорбным эхом прокатилась в журналистской среде новость о закрытом теперь формате аппаратного. При этом абсолютно все посылы руководителя региона были отработаны пресс-службой и привластными СМИ в течение последующей недели.
В поисках информационных лазеек журналисты набросились на корпоративный портал областной администрации, из которого вытащили массу интересных фактов, в том числе, и о назначении одиозного Михаила Сычёва советником губернатора. Это назначение, почему-то, пытались долго скрыть. Вскоре Морозов объявил о закрытии вроде бы безобидного сайта для широкой публики, что тут же вызвало негативную реакцию журналистов с оппозиционной ориентацией. По словам одного из чиновников в частной беседе, информация на открытый сегмент портала выкладывалась без особого разбора, нередко попадала и «секретная», но раньше её просто никто не замечал.

Перед выборами власть как-то закрывается: даже решила сменить место локации. Просочилась новость о масштабном переезде областных и городских чиновников в здание бывшего заводоуправления УАЗа.
Эксперты разделились во мнении по поводу данной системной реформы.
Зампред правительства Александр Чепухин назвал суммы экономии от такого решения. Кто-то заявил, что будет меньше беготни от здания к зданию. Наталья Зубаревич, федеральный эксперт по регионам, сказала, что единое здание – это гарантия ограниченности роста администрации. Было сказано и то, что здание на отшибе – это десакрализация клерков, технократическое решение одним словом.
Другая группа комментаторов высказалась против данного шага, назвав такие угрозы, как плохое состояние заводского здания, требующего затрат, и возможный «распил» на ремонте; как неудачное местоположение офиса; как завышенная здания по нынешним временам возможная цена; как отсутствие элементарного территориального планирования при принятии решения. Немаловажно, что часть освобождаемых зданий не арендуется, как заявлено, а в собственности у государства, которая никуда не денется. К этим аргументам без всякого анализа в последний момент присоединились местные коммунисты, заподозрив в итоге политическую предвыборную коррупцию.

В связи с этим, и впрямь, возник вопрос о продуманности планирования некоторых решений власти. Появились слухи о подселении в Карамзинкую библиотеку какого-то Атомного центра, для чего, якобы, потребовалось избавиться от части книг. Другой слух – о переселении Художественного музея в гостиницу «Венец». Оба слуха после некоторой паузы подтвердила министр культуры области Татьяна Ившина, чем немало озадачила публику. Здесь, конечно, вопрос по размещению в «коммуналках» учреждений культуры – к экспертам. Но с точки зрения медийной работы – это полный провал.
Тем более, что министр искусства сейчас находится под информационным ударом. Губернатор потребовал от неё уволить директора мемцентра Евгения Казакова, но в медийке она этот факт отрицает, поэтому непонятно, какие реальные мотивы стоят за этой вознёй. Слухи ходят о реванше Эдуарда Шабалина, бывшего руководителя Ленинского мемориала. И удар направлен не на Казакова, а прямо на Ившину.
Тут одновременно решается вопрос о курировании туристической отрасли, про которую все забыли, но которая после ухода Сергея Лаковского окончательно перешла в руки министра культуры. Слухи о назначении на место Лаковского путешественника Даниила Николаева дезавуировал сам губернатор. Возможно, он нас удивит своим кадровым решением, так как на кону судьба другой инициативы Морозова, поддержанной президентом, – многострадального Музея СССР. Крайней за срыв проекта могут назначить именно министра. По тому, кто займёт «свято место» в мемориале, мы поймём, кто «заказал» Ившину.

О мотивах и смысле прочих уже свершившихся кадровых решений в областном правительстве последнего времени и этой недели, мы также можем только догадываться. Из-за занавеса на этой неделе прозвучало только дежурное от нового рулевого внутренней политики администрации Николая Ягодина: «Все продолжают работать на своих местах. Все справляются со своими обязанностями».
Губернатор успел дезавуировать и эти слова своего подчинённого, заявив под конец недели, что руководители его информационного блока Александра Мамаева, Игорь Жарков и Наталья Мартынова будут уволены. Наблюдатели уверены, что это всего лишь «перемена мест», любимая из реформ Сергея Морозова в сфере управления.
Есть большой вопрос. А кто консультирует Сергея Ивановича по вопросам управления? По инвестициям – компания «Делойт», с которой он встречался на этой неделе. А по управлению? 

Переписка Александра Пинкова с Юрием Полянсковым
Ну, и напоследок пару слов о вылившемся в публичную сферу застарелом конфликте двух университетов. На неделе вся интеллигенция Ульяновска взахлеб, с интересом и восторгом читала публичную перепалку президента Ульяновского государственного университета Юрия Полянскова и и.о. ректора Ульяновского государственного технического университета Александра Пинкова.
Поводом стала, якобы, неудачная фраза Пинкова в адрес классического университета, которая спровоцировала экс-ректора на публичное выражение всех своих мыслей о политике экс-зампреда.
На самом деле университеты давно не могут поделить поляну технического образования и особенно подготовку спецов для авиастроения. Ревность нередко приводила к конфронтации, но она ещё ни разу не была столь публичной.

Обострение произошло после назначения в УлГТУ по протекции самого губернатора на место ректора Александра Пинкова и прихода в УлГУ бывшего руководителя внутренней политикой области Татьяны Кирилловой, которая теперь курирует совет ректоров области (возглавляет его ректор УлГУ Борис Костишко). Кто был реальным инициатором публичной перепалки, остаётся только догадываться. Медийный эффект в данной ситуации был негативным для всех её участников, при всём к ним уважении.

Реальная подоплёка событий станет более понятной, если вспомнить проекты объединения двух университетов, руководство которых затеяло публичные разбирательства. Говорят, в УлГТУ уже готовы документы на присоединение классического вуза с соответствующими кадровыми последствиями. Этим и недовольны те, кто когда-то стоял у истоков создания нашего первого университета. УлГУ не без оснований в кулуарах называет себя «опорным вузом», чем раздражает представителей других высших учебных заведений Ульяновска. Разногласия в 2015 году, по слухам, проявились даже на федеральном уровне. С одной стороны губернатор постоянно приезжает в УлГУ с хвалебными речами (в том числе и на этой неделе), с другой – Александр Пинков его соратник.
Произойдёт ли слияние вузов в 2016 году и каким оно будет, покажет время.

Как бы ни сложна и ни хитра была информационная картина, реальная повестка всегда выплывет наружу. Многим в новом году пришлось заговорить. Возвращается время политики, в которой федеральная и местная повестка тесно переплетаются. Следующая неделя, судя по мнениям политологов, будет посвящена парламентским партиям и выборам в Госдуму. Подумать только, у нас 77 политических партий. Писать не переписать!

Хорошей недели.