Не меньше месяца уже россияне увлечены перипетиями жизни козла из Приморского заповедника, восставшего против планов тигра съесть его.

А под Новый год история храброго козла вообще стала предметом наблюдения в режиме реального времени: администрация заповедника установила в местах обитания козла и тигра видеокамеры и организовала прямую трансляцию в интернете. Об этом якобы настоятельно просили трудящиеся социальных сетей, обеспокоенные судьбой козла. В ночь на 1 января к прямой трансляции таежной саги присоединился телеканал «Россия 24». Сюжет в двух словах таков: на завтрак амурскому тигру смотрители заповедника предназначили очередного козла, запустив его на тигриную делянку. Козел, однако, проявил норов и пустил в ход рога, так что опешивший тигр есть его не стал.

Взбрыкнув, козел взломал действовавший веками миропорядок и заявил на манер латиноамериканских диктаторов, что с гегемонией всесильного тигра покончено. Отныне и другие обитатели тайги – козлы, например – имеют такие же права, и мир из однополярного становится многополярным, где каждый – царь. Отстаивая эту новую реальность, козел и двинул на тигра. Дальше – больше. Козел, как сообщили сотрудники заповедника, пытается бодать тигра, который, не умея ответить тем же, утихомиривает сумасшедшего коллегу лапой. И вот свежая новость: тигр пробует жевать сено!

То есть трансформирующая, с точки зрения травоядного, и бесцеремонно-наглая, с точки зрения хищника, тактика козла начинает работать и приносить плоды. Она не только отвлекает тигра от мыслей о свежем качественном мясе, но и россиян – от проблем с тем же мясом, которое оказывается все большему числу граждан страны не по карману. И рыбой, превратившейся вдруг, включая бросовые селедку и минтай, в золотую. И даже с сеном, которое, если и захочешь его пожевать, тоже не укупишь. И с лежбищем, переставшим быть просто твоим жильем и ставшим еще средством извлечения прибыли проходимцами всех мастей. С крахом рубля. И со многим другим, с чем народ России столкнулся в последние два года, слыша из уст правителей, как мантру, заклинание о финансовых потрясениях, накрывших мир и лихорадящих бюджетную систему нашей страны. Хотя в мире-то и, в частности, в той же Европе, ситуация прямо противоположная: падение цен на углеводороды снижает их издержки и удешевляет жизнь европейцев.

Но тактика, повторюсь, работает: чем меньше хлеба, тем больше зрелищ. Гуманоиды социальных сетей прильнули к планшетам и следят за козлом. Вряд ли, впрочем, волнуясь за его судьбу – скорее уж, с нетерпением ожидая кровавой развязки, когда тигру надоест играть в игрушки, и он козла съест. А он его, конечно, съест, природу не обманешь. И я не удивлюсь, если организаторы этого реалити-шоу будут впускать в вольер к тигру других козлов, похожих на этого, и впрыскивать подданным новые порции анестезии. «В заповеднике (вот в каком – забыл) правит бал Козел не по-прежнему: он с волками жил – и по-волчьи выл, и рычит теперь по-медвежьему», – написал Владимир Высоцкий в 1973 году. В смысле, было это уже, только козел рычит теперь даже не по-медвежьему, а по-тигриному. Звереет, в общем.

Андрей Семенов