Елена Тарубарова

Фото: Елена Тарубарова / «Русская планета»

Фото: Елена Тарубарова / «Русская планета»

Директор социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних — о сопровождении трудных подростков и о конкурсе для пьющих мам.

«Они рискуют сами не справиться»

В кризисном центре для женщин в трудной ситуации в Ульяновске оказывают помощь жертвам домашнего насилия или женщинам, оставшимся без жилья и средств к существованию. Им предоставляют жилье, питание, консультации психолога и юриста, медицинскую помощь. Сейчас в учреждении находятся три женщины, две из них несовершеннолетние. Одна беременна, у второй, 17-летней бездомной выпускницы детдома, — новорожденный ребенок, ее доставили сюда прямо из роддома через неделю после родов.

Милую русоволосую Настю со спящим ребенком на коленях я вижу в общей комнате с телевизором. В соседней комнате, спальне с четырьмя кроватями и двумя детскими кроватками, разговаривают Оля и Фируза. Хрупкая Оля, сама такого же размера, как ее живот, жила с матерью, отчимом и их маленьким ребенком в комнате общежития. Родить в таких условиях собственного ребенка казалось невозможным. Она ждет сына, который должен появиться на свет в конце января. С отцом мальчика они планируют пожениться летом. Есть надежда, что будущий муж окажется в состоянии обеспечить молодой матери кров и заботу.

У Фирузы двое детей: мальчик-первоклассник и двухмесячная девочка. В центре они с начала января, до того жили у подруги. Не сложилось с мужчиной, не приняли родители. Сейчас Фируза планирует приобрести комнату в общежитии на материнский капитал.

– Я не ожидала найти помощь, — говорит она. — Мало ли у кого какие проблемы? Можно сказать, совершенно случайно сюда попала. Очень довольна, потому что здесь есть все, что нам нужно.

Центр для женщин находится в одном здании с социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Причал надежды». У каждого учреждения отдельный вход. Старший ребенок Фирузы оформлен здесь как воспитанник подросткового стационарного отделения. Они общаются, делают вместе уроки. Социальная гостиница для женщин началась с одной койки на базе «Причала», которая предназначалась только для несовершеннолетних мам и беременных.

– Эти несовершеннолетние мамы, сами еще являясь подростками, фактически перешли уже в другую категорию людей, которым нужна помощь. Наши подопечные — это группа риска, они могут совершить поступок, с последствиями которого могут самостоятельно не справиться. Поэтому мы были заинтересованы в том, чтобы работать с разными категориями нуждающихся в помощи девочек по отдельности, — говорит директор центра Галина Дворянскова.

В течение двух лет, с 2010 по 2012-й, в этой однокоечной гостинице по очереди прожили девять несовершеннолетних мам и две беременные женщины. Центр на шесть мест открыли уже в 2015 году. Финансируется он целиком из областного бюджета.

 

«Наши подопечные рожают детей и звонят нам раньше, чем домой»

Эта гостиница — часть работы по формированию родительской ответственности. Другая ее сторона — курирование неблагополучных семей, таких у центра на попечении семь. В 2015 году соцработники впервые провели конкурс «Стань лучшей мамой» специально для таких неидеальных родителей. В нем участвовали 72 проблемных семьи из 1734 живших в регионе на тот момент. Задача конкурса была буквально в том, чтобы увести мам от стола с бутылкой и рюмкой. Победителей в нем не было: каждая соревновалась сама с собой. С этой же целью семьи активно приглашали на праздники, общественные и спортивные мероприятия. При необходимости помогали кодироваться, кого-то устраивали на работу.

Фото: Елена Тарубарова / «Русская планета»

– Одна из участниц, находясь под влиянием мужа, пила, уволилась с работы, стоял вопрос о помещении ее детей к нам в центр, — говорит Дворянскова. — За минувший год женщина ушла от мужа, но в данном случае это, наверное, было правильное решение. Зато теперь она работает, мама и дети вместе.

Есть планы «вырастить» из «Стань лучшей мамой» женскую «Академию». Это задача на 2016 год.

– Когда мы заявляли об этом конкурсе, было очень много скептиков: мне говорили, что с социально неблагополучными вообще ничего невозможно сделать, — продолжает директор центра. — Но если наша сопровождаемая рожает четвертого ребенка и, даже не позвонив матери, сообщает об этом событии нам — это, наверное, о чем-то говорит? У нас действительно очень хорошие специалисты. Я даже ругаю своих девочек, которым и ночью позвонить могут. Но сопровождение — это именно такая работа, когда ты вместе с человеком проживаешь отрезок его жизни.

По ее мнению, социально неблагополучные семьи должны вообще не сниматься с учета до достижения ребенком совершеннолетия. Зависимость — это хроническая болезнь, которая требует постоянного сопровождения. Реабилитация таких семей должна дать эффект в достижении главной цели, над которой работают социальные работники «Причала…» — сокращении детей, нуждающихся в государственной заботе.

– Наш центр работает19 лет, — говорит Дворянскова. — И детей, которые приходят к нам за помощью, меньше не становится. Разве что больше подростков обращаются к нам по личному заявлению. Тем более радостно, когда наша работа дает ощутимый эффект. Мы с воспитанниками связь держим. Вот Алексей Попов, на Украине сейчас, уже с акцентом по-русски говорит. У нас с ним день рождения почти день в день. Звонит, поздравляет. Ему 25, семья, двое детей.

Главное в воспитании трудного подростка, по словам педагога, — неизменный принцип «трех П»: принять, понять и помочь. Принять, каким бы он ни был, понять, что с ним произошло, и помочь выбраться.