Тема ОДН сейчас одна из самых злободневных и часто освещаемых в СМИ. Но, увы, регулярно появляются статьи, искажающие суть и проблематику ОДН – такие материалы вызывают, как минимум, недоумение. Поэтому в очередной раз приходится возвращаться к данному вопросу.
Когда жильцы многоквартирного дома (МКД) заключают договор с управляющей компанией (УК), предполагается, что последняя обязуется обслуживать, осуществлять ремонт, а при необходимости и модернизацию инженерной инфраструктуры МКД, включая места общего пользования. Введённое Постановлением Правительства РФ №354 ограничение объёма распределяемого ОДН, рассчитанного исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, был призван стимулировать жильцов МКД совместно с УК заниматься энергосбережением. На практике – вместо того, чтобы обеспечить дома всеми необходимыми энергоресурсами и их эффективное использование, прививать культуру потребления, УК предпочитают вовсе не заниматься данными вопросами, а просто недоплачивать ресурсоснабжающим организациям, в том числе «Ульяновскэнерго».
Такая бесхозяйственность внесла свой негативный вклад в стремительный рост задолженности УК и населения за потреблённую электроэнергию, составляющую на сегодняшний день 575 млн.руб. (прирост за 2014-2015 год – около 282 млн.руб. или почти 100%). Для наведения порядка с собираемостью платы за электроэнергию УЭ было вынуждено перевести абонентов на прямые договоры, исключив оказавшихся бесполезными в данном вопросе посредников в лице управляющих компаний.
Расчеты при прямом абонировании ведутся по головному прибору учета, плата за ОДН рассчитывается строго в соответствии с действующим законодательством. В ряде случаев это привело к увеличению платы за ОДН, но есть немало обратных примеров, когда при ответственном подходе со стороны собственников или УК за счёт реализации энергосберегающих мероприятий плату за ОДН удалось существенно снизить: суммы в платёжках по строке ОДН стали меньше, чем по нормативу.
Граждане должны знать, что управляющая компания отвечает за обслуживание внутридомового имущества, в её обязанности, в том числе входит работа по организации мероприятий, обеспечивающих снижение расходов собственников на оплату общедомовых нужд. И за это с управляющей компании можно и нужно не стесняясь спрашивать.
Помимо вопросов, зависящих непосредственно от собственников, существуют проблемы, связанные с несовершенством действующего законодательства, не предусматривающего порядок расчёта ОДН при наличии многотарифного общедомового прибора учёта. С момента введения ОДН компания «Ульяновскэнерго» неоднократно обращала внимание законодательной власти Ульяновской области на необходимость обратиться в Правительство РФ за разъяснением: каким образом нужно производить расчёты в данном случае. В целях упорядочивания ситуации в 2013 году решением Министерства энергетики и ЖКХ Ульяновской области (распоряжение от 26.09.2013 №150-ОД) была принята методика, позволяющая вести более корректный расчёт при дифтарифном учёте. Данная методика не учитывала ряд ситуаций, связанных с правильностью начислений, но вместо того, чтобы найти соответствующее решение и доработать методику, её просто взяли и отменили. Такое решение нельзя назвать конструктивным, поскольку иного нормативного документа в настоящий момент нет, уход от действующего порядка расчёта приведёт к увеличению размера платы за ОДН в связи с тем, что начисление будет проводиться по одноставочному тарифу в соответствии с Правилами оказания коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства от 06.05.2011 г. № 354).
Нормы законодательства, обеспечивающие нормальное функционирование отрасли и повышение качества жизни граждан – сфера компетенции и прямая обязанность народных избранников – депутатов всех уровней. Но, к сожалению, некоторые из местных депутатов вместо реальной работы, способствующей созданию требуемой нормативной базы и решению имеющихся проблем, предпочитают спекулировать темой несовершенства методики расчёта ОДН, занимаясь популизмом.
24 ноября 2015 года в Комитете Законодательного Собрания Ульяновской области по жилищной политике, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике вновь обсуждался вопрос, связанный с порядком расчёта ОДН при дифтарифном учёте электроэнергии в МКД, но, в очередной раз, без каких-либо конкретных решений и результатов. Остаётся только надеяться, что давно ожидаемое и назревшее обращение в Правительство Российской Федерации с предложением о внесении необходимых изменений в действующее законодательство будет сделано и, наконец-то, законодательная власть Ульяновской области реально, а не на словах подключится к решению озвученной проблемы.