В ногу со временем идет не только жизнь, но и смерть. Земля – ресурс не резиновый, а потому вопрос кремации день ото дня наращивает свою актуальность, в том числе и в нашем регионе. Появится ли в Ульяновской области крематорий? И что по этому поводу думают ритуальные службы, экологи, религиозные деятели – выясняла «Молодёжка».
Неизбежное
Вопросы жизни и смерти всегда занимали умы людей. В обыденности мы стараемся не думать о смерти. И все же, как ни отодвигай этот предмет размышлений, ясно одно: рано или поздно визит старушки с косой неминуем. А потому, хочется или нет, но каждому из нас когда-нибудь придется решать вопрос о вечном упокоении.
Умереть, конечно, страшно. А все почему? Да потому, что мы совсем не знаем, что там. Вот я, например, человек глубоко верующий, но все же опасения преследуют, что моя душа вовремя не покинет свой земной дом и будет навеки зарыта на глубину двух метров в каком-то деревянном замкнутом сооружении. Еще ужаснее представить, что дальше будет происходить с телом. Бррр! Невольно думаешь: может, уж лучше кремация?
Вставка
По данным опроса, проведенного «МГ»:
34% ульяновцев предпочитают кремацию традиционному захоронению. 21% опрошенных — люди в возрасте от 50 лет и старше, из них 12% женщины, 9 — % мужчины. 13% опрошенных – люди в возрасте от 25 до 40 лет, из них 5% женщины, 8 -мужчины.
Мнение ритуальщика
Вдумайтесь! На шестьсот с небольшим тысяч населения на территории Ульяновска — 30 мест захоронений, 26 из которых — действующие, и это не считая останков животных, упокоенных с почестями (правда, последняя официальная информация об инвентаризации датируется 2012 годом). Площади кладбищ продолжают стремительно расширяться. А если учесть общедоступные сведения Росстата о превышении в области смертности над рождаемостью, то вопрос о строительстве в городе крематория в этих условиях приобретает особую остроту.
— У нас в последнее время довольно часто спрашивают об услуге кремации, — говорит Людмила Сайкова, хозяйка частного ритуального агентства. – К сожалению, в области этот вопрос отправился кому-то в глубокий ящик. Хотя, судите сами: это не только удобно, но и выгодно, с точки зрения родственников. Конечно, крупные игроки похоронного бизнеса могут много потерять, ведь кремация тела, как ни крути, будет дешевле. К примеру, я не так давно прибегала к таким услугам в Москве. Уложились мы в сумму 11 тысяч — примерно столько, сколько выделяет государство. Где вы в Ульяновске организуете похороны за эти деньги, когда стартовый чек самого скромного ритуала начинается с 25 тысяч?
Отношение религии
Религия, если и не высказывается категорически против кремации, то уж «за» точно не выступает.
— «Земля еси и в землю отыдишь» — гласят слова молитвы, — говорит секретарь Симбирской Епархии иерей Дмитрий Фомин. – Церковь — институт, поддерживающийся традиции. И захоронение усопших, и последующие ритуалы по отданию памяти им — ну что иное, как один из барьеров защиты нашей духовности. Потерять его мы не можем. Считаю кремацию данью моде. Хотя мне видится, что сжигание останков — проблема скорее социальная, и растущий спрос на нее вызван относительной дешевизной. Именно в этих условиях, считаю, сохранить духовность — превыше всего.
У мусульман не менее категоричное отношение к сжиганию останков. Для них огонь по вере – есть наказание за грехи. В исламе более приемлемо похоронить тело в уже существующую могилу, рядом с ранее усопшим, нежели уничтожать в пламени.
Живые мумии
И, тем не менее, правда жизни диктует свои условия. Древние египтяне, например, как только не измудрялись, чтобы сохранить тело человека после его смерти: использовали мази, примочки, бальзамы. Сегодня мы в прямом смысле мумифицируем себя заживо, употребляя различные пищевые консерванты, антибиотики и прочую «химию».
Патологоанатомы говорят: наши внутренности жутко вонючие при вскрытии, и современный человек уже не разлагается за 10-16 лет, как это было раньше. По заявлениям судмедэкспертов, проводивших за последние три года эксгумацию тел, похороненных 20 лет назад и позднее, случаи, когда тела не подверглись разложению, далеко не редкость. Покойники выглядят «свеженькими», словно их закопали в землю неделю-полторы назад.
Экологи — «за»
Кремация позволяет уменьшить территории погребения в 100 раз, а сроки минерализации останков сокращаются с 50 лет до одного часа. Кроме того, крематорий именно в нашем регионе необходим и потому, что в Ульяновской области есть значительные водные ресурсы. Ведь где бы у нас ни размещали кладбища, на возвышенности или в низине, везде есть грунтовые воды.
— Сегодня крематории для человеческих тел строят в городах с населением свыше 1 млн человек только из-за окупаемости, — говорит Александр Брагин, руководитель областной Экологической палаты. – При решении этого вопроса не стоит сбрасывать со счетов и медицинские отходы, и животных, и в целом возможности утилизации биологического материала. Тем более что, с точки зрения безопасности, современные печи более экологичны, чем выбросы многих производств. Система очистки у них — встраиваемая, так что ни копоти, ни запаха, ни гари, ни других отходов сгорания, кроме пепла, в итоге быть не может. Уж это точно гуманнее и по отношению к живым, и по отношению к мертвым, особенно, принимая во внимание факт нашей халатности. Сколько только на моем счету найденных свалок человеческих останков, животных, медицинских материалов! Всё это, омываясь грунтовыми водами, в результате попадает к нам в рот. Вопрос строительства крематория в области уже поднимался году в 2005-ом, потом мы возвращались к нему в 2012-ом, только воз и ныне там. Думаю, здесь не хватает волевого политического решения. И не удивительно. Вдумайтесь, ведь придется переделывать целую индустрию похоронного бизнеса. А кто на это пойдет?!
Сколько стоит печь построить
Открытие крематория — дело затратное. По скромным подсчетам, стартовый капитал должен равняться примерно 3 — 5 миллионам рублей, если речь идет о сжигании животных, и около 10 миллионов, если планируется построить крематорий общего назначения (без учета организации колумбария – места размещения урн с прахом). Окупятся вложения не раньше, чем через 3 — 4 года, при условии, что у предпринимателя не будет очень сильного конкурента. Для небольших провинциальных городов, таких как Ульяновск, времени может потребоваться больше: населения меньше, популярность кремации не набрала еще оборотов, отсюда ее сниженная стоимость.
О бытие под занавес
В тех городах России, где существуют крематории, этот вид погребения выбирает большинство населения. Причины такого выбора разные. Значительная часть людей, которые предпочитают кремацию погребению в земле, считает ее более естественным и более экологическим способом захоронения. Некоторые просто не хотят, чтобы их тела разлагались в земле, другие считают кремацию менее эмоциональным способом похорон. Есть и расчетливые люди, которые выбирают кремацию из экономических соображений: из-за ее относительной дешевизны по сравнению с захоронением в землю. В среднем, затраты на организацию церемонии погребения при кремации сокращаются на 25-40 процентов.
В общественном же смысле при наличии кремационного комплекса имеет место существенная экономия пространства. Сокращение земельных участков, выделяемых под традиционное для большинства российских регионов погребения, составляет от 50 до100 раз. Небольшие по площади кладбища-колумбарии, где будет погребен прах, не несут угрозы жизни и здоровью населения, улучшается общая экологическая обстановка в городе, снижается санитарно-экологическая напряженность, освобождаются земельные площади для общественной пользы.
Кстати сказать, и с этической точки зрения, строгую и торжественную архитектуру колумбария не сравнить в видом заброшенных, проваливающихся могил…
Поэтому, наверное, пора уже задуматься о более гуманном способе погребения? Вполне возможно, что через несколько десятилетий кремация станет и для нас обычным явлением.
Ольга ФИЛИППОВА