Послужит ли ульяновский поджог поводом для запрета коллекторской деятельности.

Пострадавший ребенок

Пострадавший ребенок
Фото: 73online.ru

Глава Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин поручил задержать всех сотрудников ульяновской коллекторской фирмы, где работал отставной капитан милиции, бросивший «коктейль Молотова» в детскую кроватку. По словам официального представителя ведомства Владимира Маркина, им могут инкриминировать серийное вымогательство. Сам бывший страж порядка арестован и обвиняется в покушении на убийство. Председатель Совфеда Валентина Матвиенко высказалась за принятие в кратчайший срок закона о коллекторской деятельности. «Лента.ру» попробовала разобраться в ситуации.

Взыскание огнем

По данным следствия, 27 января в Ленинском районе Ульяновска 44-летний мужчина бросил бутылку с зажигательной смесью в окно жилого дома. Она попала прямо в детскую кроватку, в которой спал двухлетний мальчик. Малыша спас его дедушка, но оба получили ожоги.

Полицейские задержали предполагаемого преступника по горячим следам. Как выяснилось, он работает коллектором.

Пострадавший от ожогов 56-летний Пярвиз Гусейнов рассказал, что брал микрокредит в четыре тысячи рублей на лекарства, но уже выплатил сумму в шесть раз превышающую первоначальный заем. Семья должника несколько раз обращалась в полицию с жалобами на действия коллекторов, но реакции на их заявления не последовало.

Однако оператор кредитной организации «Росденьги» сообщил LifeNews, что за мужчиной числится долг, просроченный на 262 дня.

«Наша организация в подобных случаях сотрудничает с одной коллекторской компанией, — подчеркнул собеседник издания. — Это агентство специализируется на работе с проблемными задолженностями, и до этого момента никаких неприятных инцидентов не было».

Поджог или убийство

Происшествие первоначально было квалифицировано как покушение на уничтожение чужого имущества путем поджога. Статья также предусматривает, что действия преступника могли повлечь по неосторожности гибель человека. Предполагалось, что коллектор не замышлял убийства, тем более малолетнего ребенка, и хотел лишь сжечь жилье должника.

Однако задержанный Дмитрий Е., на одежде которого зафиксировали следы горючей смеси, не оценил мягкость обвинения по 167 статье с максимальным сроком наказания пять лет лишения свободы.

Признавать свою причастность к происшедшему в любой форме он категорически отказался, а следы на одежде объяснил тем, что заправил мотоблок маслом и купленным накануне бензином, а затем занимался ремонтом другого мотоблока. По словам подозреваемого, в этот момент он был одет в ту самую куртку, которую у него изъяли при задержании.

Во время пожара Дмитрий якобы спал у себя дома и даже готов подтвердить эти показания на детекторе лжи.

В ходе проверки выяснилось, что Дмитрий служил в органах внутренних дел в звании капитана милиции. Боролся с правонарушениями в области потребительского рынка. В 2009-м его приговорили к трем годам заключения в колонии-поселении за злоупотребление полномочиями и кражу, совершенную группой лиц с проникновением в хранилище, пишет «Российская газета».

Тогда, будучи действующим милиционером, он установил, что охранник кондитерской фабрики совершил кражу со своего предприятия и уговорил его вместе повторить хищение. Милиционер и чоповец похитили около 14 тысяч шоколадок, но в итоге попались и пошли под суд.

Историей с поджогом за долги заинтересовались в Следственном комитете. Сотрудники ведомства обратились в прокуратуру с просьбой направить им для дальнейшего расследования дело ульяновского коллектора.

В надзорном ведомстве ходатайство удовлетворили, и вскоре происшествие было переквалифицировано как покушение на убийство двух человек. Производство находится под личным контролем главы СКР, который распорядился задержать всех сотрудников коллекторской фирмы, на которую работал обвиняемый.

«Александр Бастрыкин поручил следователям СУ СКР по Ульяновской области не только провести тщательное расследование, чтобы у обвиняемого не было никаких шансов избежать ответственности, но и в кратчайшие сроки направить дело в суд, а также установить и задержать всех членов этой группировки, занимавшейся выбиванием долгов, а, по сути, банальным вымогательством и рэкетом», — сообщил официальный представитель следственного ведомства Владимир Маркин.

Коллекторы в законе

В день поджога, 27 января, глава Совфеда Валентина Матвиенко выступила на открытии весенней сессии верхней палаты российского парламента и призвала в кратчайший срок принять закон о коллекторской деятельности.

«Сегодня этот вид бизнеса фактически превратился в криминальный. Все чаще мы слышим об абсолютно вопиющих случаях выбивания долгов», — цитирует Матвиенко ТАСС.
Днем ранее депутаты Заксобрания Санкт-Петербурга внесли в Госдуму законопроект, закрепляющий исключительно судебный порядок истребования задолженности по потребительскому кредиту.

После громкого происшествия в Ульяновске депутаты, вероятно, готовы рассмотреть закон о полном запрете на коллекторскую деятельность, предложенный фракцией ЛДПР. Жириновцы также потребовали ввести миллионные штрафы за переуступку долга.

В конце года Совфед в ускоренном режиме уже принял закон, призванный защитить от коллекторов жителей Крыма и Севастополя. Матвиенко, однако, признает, что «клубок проблем в этой области будет нарастать как снежный ком» из-за ситуации на кредитном рынке.

По данным Объединенного кредитного бюро, объем просроченных долгов по кредитам за прошлый год увеличился вдвое и достиг 1,15 триллионов рублей, передает «Интерфакс».

«Нужно отметить, что рост идет в основном за счет старых долгов (с просрочкой платежа более 90 дней), — отмечает генеральный директор ОКБ Даниэль Зеленский. — Их доля превышает 95 процентов общего объема просроченной задолженности. К сожалению, вернуть эти деньги практически невозможно, поэтому банки вынуждены очищать свои портфели за счет списания плохих долгов или продажи портфелей коллекторам».