Существует несколько критериев, которые позволяют оценить потенциал той или иной организации, предлагающей на рынке свои услуги.
Как правило, подрядные организации выбирают по стоимости их услуг: кто дешевле согласится работать, с тем и заключают контракт на обслуживание. Однако зачастую чем платить дешево, лучше совсем не платить. Иной раз под выгодными предложениями скрываются натуральные мошенники или просто непрофессиональные работники. Сами подумайте: как будет обслуживать ваш дом организация, если собранных средств ей будет хватать лишь себе на зарплату? При этом вы заплатите-то мало, но ни за что.

При выборе фирмы для технического обслуживания лифта следует обратить внимание на:

• сведения о характере деятельности организации (предусмотрен ли данный перечень работ Уставом компании как ее основной вид деятельности или является побочным);

• наличие информации, подтверждающей профессиональную компетенцию организации (например, свидетельства о добровольной сертификации деятельности по организации технического обслуживания лифтов, включая и аварийно-техническое; участие данной организации в конкурсах на лучшую организацию в номинации работ по техническому обслуживанию лифтов по линии Федерального агентства по строительству и ЖКХ; отзывы о качестве выполненных работ и услуг государственных надзорных и контрольных органов, в частности, территориальных управлений Ростехнадзора, т.е. любые следы производственной деятельности);

• состав и структура данной организации (они должны соответствовать выполняемым производственным функциям, а также объемам ваших потребностей, т.е. наличие производственно-технических подразделений, включающих структуры по техническому и аварийно-техническому обслуживанию, материально-техническому обеспечению, производственному контролю, управлению системой качества выполнения работ и оказания услуг, охраны труда и пожарной безопасности);

• наличие разработанных регламентов выполнения работ и оказания услуг по техническому обслуживанию лифтов.

Это еще не все. К руководителю организации тоже предъявляются определенные требования. Например, он должен быть аттестован на знание правил промышленной безопасности. Он должен обеспечить выполнение работ по техническому обслуживанию лифтов обученным и аттестованным персоналом в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПБ 10-558 03).

Не поленитесь прийти и лично посмотреть, что называется, в натуре, а не только на документах, наличие технической базы, наличие собственных и арендуемых помещений: административных, производственных, в том числе мастерские электромехаников, монтажников; помещения аварийной службы и др.

Попросите показать оснащенность оборудованием, технологической оснасткой и запасными частями к лифтам. Недобросовестные организации очень часто пользуются таким приемом, как фиктивный договор аренды оборудования. Если вам показывают такой договор, убеждая, что все есть, лучше все же пойти и посмотреть, чтобы убедиться в этом.

И все же основным моментом, по которому можно определить недобросовестную организацию, является даже не оборудование, а отсутствие необходимого количества собственных квалифицированных специалистов основных профессий. Для проверки достаточно посмотреть выписки из трудовых книжек рабочего персонала организации. Если фирма занимается обслуживанием, то можно также посмотреть закрепление персонала основных профессий по объектам. Если этого ничего нет, значит, скорее всего, вас намереваются обмануть. То есть с дома будут собирать деньги и ничего не делать до возникновения аварийной ситуации. После этого ваша обслуживающая компания рассчитывает просто вызвать для устранения аварии специалиста из настоящей организации по техобслуживанию лифтов.

В целом недобросовестные организации, как показывает практика, применяют две уловки: во-первых, ценовой демпинг и, во-вторых, предоставление ложной информации и рекламы, а также нарушение требований правил и стандартов, условий и качества выполнения работ и оказания услуг. Будьте бдительны!