Наставник сборной России по хоккею с мячом Сергей Мяус рассказал «Симбирскому курьеру» о готовности нашей команды к главному турниру сезона. Впрочем, разговор вышел за рамки чемпионата.
– Сергей Анатольевич, сборная проводила тренировки в Ульяновске и под крышей, и на «Труде». Как Вам лед на этих аренах?

– Гладкий, отличного качества. Льдозаливочные машины привезли импортные: они и на «Труде» хороший лед делают – выстрагивают, заливают. Если погодные условия поспособствуют, то лед будет отличный. Еще раз подчеркну: когда мы в прошлом году играли в Хабаровске, то в подгруппе на матч приходило по 8000 болельщиков. Если примерно столько придет на «Волга-Спорт –Арену» и не поместится, как мы им станем в глаза смотреть? Поэтому еще летом было принято решение проводить матчи россиян на «Труде».

– Не тревожит возможный перенос поединков сборной России под крышу из-за оттепели?

– Мы спокойно к этому относимся. До какого-то момента я не переживаю и ребята не приучены. Мы – люди северные, все может статься с погодой. Будет день – будет пища. В любом случае на льду играют две команды, для которых условия одинаковы. Уж, если что-то случится форс-мажорное – будем думать (вчера FIB все-таки приняла решение о переносе групповых матчей сборной России из-за теплой погоды на крытый каток- авт.).

– В тренировочной игре с «Волгой», что Вам понравилось или не понравилось в действиях Ваших подопечных?

– О действиях говорить не приходится. Был сильный снегопад, игра предельно упростилась: шарик налево, шарик направо. Пара микротравм получена: Джусоеву глаз подбили, у Бефуса ушиб. В основном же мне эта

игра нужна была для того, чтобы посмотреть действия ребят на разных позициях, чтобы подвигаться, продышаться в условиях полного матча. То есть нагрузились, а теперь спокойно подводимся к старту чемпионата.

– Других проблем со здоровьем, кроме упомянутых, у российских хоккеистов, надеюсь, нет?

– Изолировали на несколько дней Диму Савельева: у него немного поднялась температура. Сергею Ломанову в спарринге с «Волгой» просто дали отдохнуть: у каждого игрока свои нюансы по физической форме. Никита Иванов подъедет в Ульяновск к первым матчам сборной после молодежного чемпионата мира.

– Не в расстроенных чувствах он возвращается: ведь золото» российская молодежь не взяла. Может быть, зря Вы его отправляли играть с «молодежкой»?

– Я его посылал туда, потому что у него в «Динамо» поблекла игра. Никиту в клубе чересчур нагрузили: видимо, ждали от него очень многого, а тяжело 19-летнему парню стать ведущим во взрослой команде. И я отправил Иванова с «молодежкой», чтобы он поменял атмосферу чисто психологически, был среди своих сверстников лидером. Будем его подпускать в основную сборную по ходу чемпионата мира. Ведь от молодых ребят – тех же ульяновцев Бихузина, Кузнецова – я жду прогресса. А они в своих клубах играют очень мало. Большинство хоккеистов шведской «молодежки», например, постоянно выступает в Элитсерии. Вратарь – основной состав «Сандвикена». И пошел дальше по списку. Наши же, за исключением Иванова, как правило, сидят на лавке. Чего ждут тренеры российских команд, редко выпуская их? Когда игрокам по 40 лет исполнится?

– От клубных тренеров требуют результата, из-за этого они не рискуют чаще доверять молодежи.

– Кто от них требует великого результата? И что же они не дают его? Это дешевый штамп тренеров, я его не признаю. Я говорю всем открыто, в глаза. Идет 70-я минута любого матча, и если ты выпускаешь молодого нападающего, он что – испортит тебе картину? Ну, тогда ты дозированно молодых выпускай на лед: один раз на десять минут, другой – регулярно. Они тогда будет надеяться и верить, что завтра получат больше игрового времени. Оттого, что ты молодого хоккеиста подпускаешь, результат сильно не пострадает. Это в футболе нет права на обратную замену. А в хоккее с мячом можешь назад все вернуть. Зачем лукавить? Зачем мы врем друг другу? Зачем спортшколы работают, а потом между школой и взрослой командой игрок пропадает?

– Каково Ваше мнение о нынешних сборных Финляндии, Швеции?

– Схемы действий этих команд мне знакомы. Но, понимаете в чем суть: можно любую схему соперника изучить и состав, посмотреть, как он играет, однако всегда дыхание конкретной игры является определяющим.

– В целом наши главные соперники шведы показались Вам потенциально сильнее, чем год назад в Хабаровске, или на том же уровне?

– А меня не волнует их состояние. Если послушать российских болельщиков хоккея с мячом, то они мне про шведов каждый год говорят, что это самая сильная сборная «Тре Крунур». У нас почему-то излишний пиетет перед всей заграницей. Меня же больше волнует, как мы подходим к чемпионату мира: как мы дружны, насколько коллектив у нас хороший, как мы общаемся, открытость наша и желание победить. Если ты будешь все время думать, каков соперник – сильный или слабый? – то ничего не получится. Хотя я, конечно, лукавлю: осведомлен и о слабых, и о сильных сторонах шведов – этим надо владеть. Но без восхищения. Надо, прежде всего, знать свои силы и опираться на них. В день игры на поле выйдут две команды, и банально победит сильнейший.

– Что ж, желаем именно сборной России выиграть решающий матч и завоевать «золото».

– Спасибо. Хотя, главное, думаю, не в «золоте», а в том, чтобы наш вид спорта развивался и привлек к себе после чемпионата мира новых приверженцев, особенно среди молодежи.

Владимир Пугачев