7 февраля более тысячи горожан посетили концерт Кубанского казачьего хора. Выступление лучшего коллектива Краснодарского края стало праздником истинно славянского духа и необыкновенно ярким зрелищем.
Не только профессиональное пение артистов, зрелищность костюмов и танцев, обыгрывание каждой песни каждым членом хора, замечательнейшие аранжировки инструментальных и вокальных партий делали этот праздник, казалось, его делала сама душа казачья.
– Отчасти успех хора именно в этом: мы перестаем быть артистами на сцене, а поем всей душой, поем свои любимые песни, поем так, как хотим, как пели наши прадеды. Не изображаем что-то, а раскрываем зрителю. Да и зритель становится участником действа. Убери это, и мы перестанем быть Кубанским хором, – искренне считает хормейстер коллектива Андрей Кобельков.
Атмосфера концерта была пронизана свободой, там властвовал не надуманный этикет, а содружество артистов и зрителей. Зал то и дело взрывался овациями, криками «браво»…
Репертуар хора состоит из записанных в казачьих станицах Краснодарского края художественным руководителем хора Виктором Захарченко песен, а также из авторских, многие из которых сочинил он же. Кроме того, звучали песни Пономаренко, Пахмутовой, Никольского и других.
– Часто фольклорные коллективы пытаются спеть песню именно так, как она записана. Бывает, что у бабушки просто зубов нет и она шепелявит, а коллектив именно так и поет. Тогда это выглядит, как пародия, мы так не делаем, но если есть какие-то «завертушки», какие использовались только в этой станице при исполнении песни, то перед тем как спеть ее, мы всегда рассказываем об этом на концертах. Можно показать, как «тянут» в определенном регионе, как «сбрасывают», как «играют» мелодией носители. Мы считаем самобытностью это, а не возрастные особенности голоса и дикции, – делится творческими секретами хормейстер.
– Бабушки и дедушки являются нашими учителями и самыми строгими судьями. Почти каждая их песня – история, которую они поют то со слезами на глазах, то подмигивая, то приплясывая… Они нас учат казачьему духу, восприятию песни, переживанию ее, экстраполяции ее на зрителя. Слушая их, понимаешь, что если ты будешь видеть то, о чем ты поешь, – это тронет зрителя. На мой взгляд, это – главное, а петь мы должны по-своему, хотя бы потому, что мы другие люди, их потомки, – поясняет заслуженный артист России и Республики Адыгея Владимир Заниздра, который поет в хоре с 1983 года. – Мы стараемся сохранить идентичность, свой национальный колорит. Мы должны не быть одним из многих хоров, а Кубанским казачьим хором.
– История казачества очень трагична. В некоторые годы советской власти за найденную у человека папаху-кубанку могли посадить в тюрьму. Чем она могла повредить власти? Не знаю. Но многие семьи края могут рассказать подобные истории про своих дедов. Слава Богу, что теперь есть возможность нести эту самобытную культуру людям, – резюмирует Владимир Заниздра.
Зрители расходились в восторге. В фойе слышались разговоры о разности певческих казачьих традиций, о коллективе, о костюмах, о многонациональности и многогранности культур.
НАША СПРАВКА
Государственный академический Кубанский казачий хор – единственный в России профессиональный коллектив народного творчества, имеющий непрерывную преемственную историю с начала XIX века. Интересно отметить, что следующий по хронологии старейший народный коллективу – Академический русский народный хор имени Пятницкого – показал свой первый концерт в год столетия Кубанского казачьего хора.
Павел Сергеев