Виктория Чернышева
В ульяновской Международной школе «Источник» к обязанностям директора приступил известный педагог Сергей Ставский.

 Фото: Архив РГ
Фото: Архив РГ

Международная школа “Источник” новый год встретила с завидным “пополнением”: к руководству учебного заведения приступил знаменитый ульяновский педагог Сергей Александрович Ставский. 20 лет он возглавлял гимназию №1, дал путевку в жизнь нескольким поколениям выпускников. Многие ученики Ставского стали видными людьми далеко за пределами Ульяновска. А все из-за особого, редкого дара их учителя – чувствовать сердцем.

Сергея Александровича называют “подвижником” – он и правда всегда смотрит только вперед, постоянно совершенствуется, не довольствуется уже достигнутым. Такое, созидательное, беспокойство и неравнодушие помогают Ставскому достигать важной цели. “Работа в школе – это особая миссия, ибо она дана педагогу свыше, в целях воспитания будущих граждан. А чтобы работать на будущее, нужно быть учителем новой формации. Не случайно говорят, что Учитель – это главное звено в школе. По-моему, для настоящего учителя работа в школе – ответственное дело, выполнение которого является долгом перед Родиной, это своего рода подвиг”, – считает Сергей Александрович.

И не согласиться с ним невозможно.

“Расту вместе с детьми”

– Мне очень часто снилось, что я летаю во сне, как птица. И всегда я просыпался с сожалением от осознания того, что не могу этого сделать в жизни. А сегодня я “летаю” наяву. Каждый день, который я провожу в моей новой школе, мне легко и свободно дышится. Я могу отдавать себя любимому делу все свое рабочее время. Это придает мне много сил и энергии, я могу творить во имя маленького человечка, его светлого будущего. По-моему, у меня открылось третье дыхание, – говорит Сергей Александрович.

В “Источнике” у Ставского действительно появились совершенно новые возможности. Не секрет, что в государственных образовательных учреждениях у директора много забот, которые не имеют никакого отношения к работе с детьми – решение хозяйственных вопросов, проведение совещаний, оформление бумаг, текучка, которая не дает возможность педагогу раскрыть себя в полной мере.

– Но за те 20 лет было много хорошего. Я был первым избранным директором гимназии, уходил со слезами. Но жизнь дала мне возможность сделать перерыв – он мне был очень нужен для того, чтобы привести в порядок свои мысли, оценить сделанное, простроить планы на будущее и позаниматься с внуками. А сейчас наступил новый этап в моей жизни, под названием “Источник”. Это школа, о которой я мечтал всю жизнь. Как будто она ждала меня, а я ждал ее, и теперь мы встретились, – поясняет директор.

“Источник” – особое, непохожее на другие ульяновские школы учебное заведение. В 2014 году школа прошла успешную авторизацию по Дипломной программе Международного Бакалавриата. Выпускники “Источника” получают два документа: российский аттестат о среднем общем образовании и международный диплом, дающий право без дополнительных экзаменов поступать в престижные университеты мира.

– Наша школа – большая Семья, современный Дом Знаний, в котором сформировано единое образовательно-воспитательное и информационное пространство. Здесь раскрываются таланты и способности детей, они приходят к пониманию ценности знания, любят учиться и делают это с большим удовольствием. Важно, что “Источник” – школа полного дня, где ребенок поучился, отдохнул, поиграл, сделал уроки, раскрыл свои способности – позанимался музыкой, спортом. Здесь особый дух, своя неповторимая атмосфера. Дети чувствуют себя уютно и комфортно, ощущают себя успешными независимо от полученных отметок. Именно у нас дети начинают строить свою маленькую карьеру, которая, возможно, откроет перед ними двери в совершенно новую жизнь, – говорит Ставский.

Сергей Александрович вдохновлен, он признается, что чувствует себя настолько легко, что “возраст не определяется, ведь это состояние души”:

– Дети дают мне самое ценное – возможность думать правильно, они направляют меня. К сожалению, современная педагогическая наука не дает осознания, понимания, осмысления сущности современного ребенка. Все остановилось на этапе советского периода. А сегодняшние дети совершенно другие, они более талантливы, информированы. Мне кажется что скоро дети будут разговаривать уже с рождения. Я вижу это в своих внуках. Я вижу как они развиваются, расту вместе с детьми.

Учитель – союзник и странник

Возглавив “Источник”, Сергей Александрович начал с главного: познакомился со всеми учениками. И, конечно же, начал их изучать, исследовать: сейчас он ведет “Этику” во всех классах, начиная с первого. Уже провел опрос среди детей, нравится ли им здесь учиться. Ответы положительные, а причины разные: “потому что в школе добрые и заботливые учителя и верные друзья”, “очень весело и много мероприятий”, “мы делаем здесь уроки и отдыхаем” и, больше всего меня поразившее, “у нас хороший директор”.

– Я чувствую, что действительно нахожусь на своем месте, – поясняет Ставский.

Человек увлеченный, он действительно теперь “летает”: “Источник” дал возможность реализовать самые смелые идеи, вдохновляться для творчества, реализовать в полной мере свой педагогический талант. А также поработать с учителями, передать им огромный опыт, научить особому отношению к детям.

– Сегодня для педагога важно умение принять позицию ребенка, оценить ее, не давить, а признавать право ученика поспорить. Только тогда дети будут расти свободными и легкими. Моя главная задача сегодня – создать такую команду единомышленников, которая сможет успешно и эффективно выполнять главную миссию международной школы. Делать так, чтобы ребенок приходил в школу с радостью, научить его самостоятельно добывать и систематизировать необходимые знания, выявлять и развивать способности, которые даны ему от рождения, научить делать добро, чтобы в будущем он стал счастливым человеком, активным творцом и созидателем. Педагогов, которые все это умеют, нужно беречь, поддерживать их высокий уровень профессионализма. И тогда они будут полностью отдавать себя детям, – считает Сергей Александрович.

Подход, который практикует директор “Источника”, должен быть основой для работы любого учебного заведения: “Современный учитель – это, прежде всего, друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник, искатель, странник, всегда находящийся в пути, в постоянном поиске, разносторонне развитый и образованный человек, специалист высшего класса”.

Можно не сомневаться, что команда Ставского будет именно такой, как он всегда мечтал. Он уже, в буквальном смысле, открыт для всех, кто хочет с ним пообщаться, поделиться, пожаловаться, задать любые вопросы: дверь в кабинет не закрывается из принципа. Открытость у Ставского не только декларируемая: она во всем, начиная от мелочей и заканчивая глобальным – концепцией развития школы.

– Я благодарен устроителям “Источника” – авиакомпании “Волга-Днепр” и лично президенту Группы компаний “Волга-Днепр” Алексею Ивановичу Исайкину. Именно они не просто выстроили современную школьную инфраструктуру, но и положили начало созданию высококультурной “среды обитания” для воспитания детей. Наша цель – воплотить в реальность намеченные идеи и замыслы Международной школы и превратить ее в одно из передовых образовательных учреждений, – подводит итог Сергей Александрович. – У нас для этого есть главное – и возможности, и желание.

Справка “РГ”
Частная международная школа “Источник” расположена в пригородной лесной зоне Заволжского района Ульяновска и работает в режиме “полного дня”. Учебный год состоит из шести учебных блоков (каждый по 5-6 недель) и пяти творческих каникул. Каждый день начинается общешкольной оздоровительной гимнастикой, которая настраивает детей на внутреннюю тишину и “погружение в учение”.

Во вторую половину дня в школе организована разнообразная внеурочная деятельность, направленная на развитие интеллектуальных, творческих, спортивных и социальных способностей детей с учетом их запросов и интересов. Во время “творческих каникул” проводятся индивидуальные занятия с детьми, работают студии, организуются посещения театров, музеев и прочее.

В школе организовано трехразовое горячее питание, проводятся динамические паузы, прогулки, организуются различные игры, уроки “тишины”, свободный отдых. Выделяется время на самоподготовку к следующему учебному дню.