Истории о кладах в Ульяновской области рассказывают достаточно часто. Конечно, имею в виду тексты не о самих раскопках, а о тех «сверхъестественных» представлениях и поверьях, что с ними связаны.

К примеру, клады часто закапываются на «чью-то голову», то есть тем, кто потревожит скрытое в земле, грозят большие неприятности. Распространены и рассказы о кладах, спрятанных легендарным Стенькой Разиным. Так, об этом до сих пор охотно говорят жители Майнского района.

Ниже выкладываю то, что было опубликовано в СМИ и на различных сайтах за последние 5-6 лет. Подборка неполная, ее цель – обозначить тему и пополнить коллекцию блога.
(Все источники указаны в заголовках, см. гиперссылки; фото, в основном, соответствует тем, что представлены в цитируемых статьях).
PS: между прочим, существует целый форум ульяновских кладоискателей – http://klad73.ru

***

«SMART NEWS»: Завещание атамана. SmartNews составил карту кладов Ульяновской области

Ульяновский регион притягивает внимание искателей легендами о богатых разбойничьих и помещичьих кладах. В области ищут сокровища, закопанные легендарным атаманом Стенькой Разиным, и богатства, спрятанные в усадьбе именитого помещичьего рода Киндяковых.

Ульяновская область славится богатым историческим прошлым. Сам Ульяновск, в прошлом носивший название Симбирск, был центром Симбирской губернии и знаменит коротким, но бурным периодом расцвета ярмарочной торговли. В 1760 году город осаждал знаменитый атаман Степан Разин, спрятанные им клады ищут чуть ли не по всему пути следования его войска. А в годы Октябрьской революции в Ульяновске бесчинствовала банда удачливых грабителей банков и ювелирных магазинов, успевшая до ареста спрятать наворованное.

клады1.jpg

Клады в Ульяновске находили неоднократно — при сносе старых домов и рытье котлованов. Многие из них были чрезвычайно богаты — состояли из десятков и сотен золотых монет, драгоценных камней и ювелирных украшений. И до сих пор Ульяновская область остается настоящим магнитом, притягивающим как профессиональных поисковиков, так и любителей экстремальных ощущений.
Найти что-то спрятанное кем-то сотни лет назад непросто. Самое первое, с чем придется столкнуться новичку, — это покупка оборудования. Нужны металлоискатель, поисковые магниты, лопата, GPS-навигатор высокой точности и туристическое снаряжение. На приобретение всего этого набора может уйти до 60 тыс. рублей. Но и это не дает никакой гарантии, что вы найдете сокровища. Время для поиска кладов — весна, лето и ранняя осень. Всю зиму кладоискатель проводит в архивах, чтобы определить места предполагаемого поиска.
Николай Грымов, ульяновский кладоискатель, SmartNews

Настоящие кладоискатели, конечно, мечтают найти сокровища всей жизни, но при этом не брезгуют и менее значительными находками. Например, в архивах указано, что на каком-то месте в прошлом-позапрошлом веках, а может быть, и раньше, была ярмарка. Значит, там можно найти много старинных монет, какую-то утварь и даже мелкие украшения тех лет. Конечно, такие находки не глобальны, но их продажа коллекционерам и нумизматам может принести очень неплохой доход.
Есть в окрестностях Ульяновска и такие клады, которые мечтают найти все кладоискатели области и заезжие гости. О таких заветных кладах читателям SmartNews рассказал бывалый кладоискатель Николай Грымов.

Эхо революции
В период с 1917 по 1918 год в Ульяновске гастролировала банда нижегородских налетчиков, которая состояла из трех человек: Лёньки Ульмана, Якова Якубовича и некоего Мишки. За время своих ульяновских гастролей злодеям удалось умыкнуть около 300 ювелирных украшений, 31 тыс. рублей золотом и еще 1,4 млн рублей в виде ценных бумаг. Спустя полгода банда была задержана в Самаре, а в их квартире в Нижнем Новгороде найдена только часть награбленного золота. В ходе допросов один из задержанных признался, что часть золота отдали своему приятелю Мишке Кудрявцеву, который проживал на Старой Казанской улице (сейчас это улица Красноармейская). Но допросить Кудрявцева не получилось. Во время одной из облав на криминальные элементы, которые в то время проходили очень часто, Кудрявцев был застрелен и тайну о кладе унес с собой в могилу. С тех далеких времен до нас дошел только слух, что Кудрявцев спрятал золото недалеко от дома. Но найти этот клад так никому и не удалось.

Разбойничьи клады
В среде кладоискателей считается, что самая высокая вероятность найти клады разбойников, закопанные в Винновской роще (нынешний Железнодорожный район Ульяновска). Дело в том, что раньше эта роща была частью усадьбы помещиков Киндяковых. Род был древний и знатный. Но вот одна из его прекрасных представительниц, жившая в середине XVIII века, оказалось падкой на брутальных разбойников и постоянно привечала их в своем имении. Те, естественно, к ней с пустыми руками не шли, несли всевозможные подарки. Существует легенда, что помещица превратила свое имение в аналог банковского сейфа. Многие разбойники отдавали ей награбленное на хранение и давали за это плату. Принимая во внимание, что времена тогда были неспокойные, а разбойников на Волге — великое множество, можно предположить, что территория усадьбы должна быть нашпигована золотом. Но вот только найти его никому до сих пор не удалось.
Легенды очень часто рождались в то время, не было средств массовой информации, и что именно говорил первоисточник, понять невозможно. Передаваясь из уст в уста, легенды украшались новыми подробностями, количество сокровищ постоянно росло и множилось. Не исключено, что к этой даме под покровом ночи приходил какой-нибудь из поклонников, а народ решил сразу, что это разбойник. А раз разбойник — значит, мешки с золотом. Исторически данная легенда никак не подтверждается, но люди продолжают надеяться, что кому-то удастся найти этот клад.
Виктор Краснощеков, краевед, SmartNews

По следам Степана Разина
И третья легенда о кладах в Ульяновской области связана с именем Степана Разина. Это легендарный исторический персонаж. И клады его ищут даже в тех местах, где нога атамана никогда и не ступала. Но поиски кладов в Ульяновской области, по которой прошелся с войском мятежный атаман, выглядят вполне логичными. Наиболее достоверной выглядит легенда о кладе в селе Шатрашаны. Про это сокровище хорошо известно — его местоположение указано в завещании Степана Разина, текст которого легко найти в открытых источниках.

– Шел я, Степан Тимофеевич сын Разин, из города Алатыря в верх Суры реки и дошел до речки Транслейки и спрашивал мордвина, где пройти за Суру реку. И перешел реку со всем своим войском. Дошел я до брода в горы и нашел в правой стороне ключ. И тут мы жили полтора года, и это место нам не показалось. И нашли мы бортника, и он сказал нам место угодное. И шли мы четыре дня и дошли до горы, и в горе ключ, и в полдень течет. В горе верхней две зимницы — на полдень выход. Среди той три яблони посажены в малой стрелке. В полугоре — ломы, шипы, заступки и доска медная; на верхней горе шолом. Тут пенек-дуб сквозь сверлом просверлен и заколочен черным дубом. И тут положены стволы и бомбы… и положена братская казна…
Из завещания Степана Разина

– Но даже такое точное описание места, где «положена казна», до сих пор никому не помогло, клад Степана Разина до сих пор не найден. Но кладоискатели не отчаиваются и постоянно предпринимают попытки найти сокровища великого атамана.
Есть такое поверье, что клад дается в руки только достойному. Может, поэтому эти сокровища еще не найдены — не было достойных таких богатств?
Александр Серпухов, житель Ульяновскa, SmartNews

-Я один раз находила клад. Точнее, это был не совсем клад, а одна медная монетка. Что это была за монета, понять невозможно. Все надписи на ней стерлись от времени. Она долгое время лежала у меня дома, а потом после ремонта куда-то пропала.
Лидия Корнева, жительница Ульяновска, SmartNews

Желание спрятать добро, нажитое непосильным трудом или полученное в ходе преступления, было всегда. Люди тогда жили намного меньше, чем сейчас. Так что вероятность того, что человек, знавший о местоположении клада, умирал, так и не рассказав никому про это, высока. А если так, то ненайденных кладов в нашей земле должно быть очень много.
Алексей Шмелев, житель Ульяновска, SmartNews

***

Клады Ульяновской области (Симбирской губернии)

В трех верстах от Ульяновска (Симбирска) есть деревня Киндяковка на берегу Волги. По рассказам местных жителей, здесь в XVIII веке имелась усадьба, в которой помещица прини­мала по ночам разбойничьих атаманов и их милых детушек, угощала их на славу и прятала в местной роще награбленное добро. Следы усадьбы действительно сохранились. В местах проживания поволжских народов (чувашей, башкир, мордвы и других) бытует много легенд о мест­ных князьях, богатырях и великанах. Считается, что кур­ганы здесь насыпаны на месте их погребения, но взять сокровища их нельзя. Богатыри просто спят, и горе тому, кто нарушит их покой.

Масса преданий бытовала в Поволжье о пугачевских кладах. Важно, что Пугачев действительно зарывал кла­ды. Вот интересная легенда из села Стемас Алатырского уезда.
В жертву чертям — охранителям разбойничьих кладов, — удачливым добытчикам приходилось приносить самих себя. В селе Кротове Сенгилеевского уезда Ульяновской области (Симбирской губернии) бытовала такая ле­генда. Говорят, есть обрытый канавами подвал, в котором висят на железных цепях 12 бочек золота. Один мужик брал из этого подвала деньги раз в год и доставлял их в назна­ченный срок. Другой пользовался деньгами даром, то есть, пожалуй, и не даром. Об этом последнем передают такой рассказ: «Был у нас в селе мужичок, темный богач; спро­сишь, бывало, его: «Откуда у тебя, дядя, что берется, давно ли ты был бедняком?» Ничего не бает, а ухмыляется толь­ко… Ну, а наверняка дознали, что он берет эти деньги прямо из клада в полночь на первый день великого поста. Значит, нечистые дать-то ему дадут, да отомнут ребры. И завсегда уж на прощеный день он налижется страсть как, чтобы то есть в пьяном-то образе было нечувствительно».
Даже при случайном отрытии клада следует соблюдать строго неписаные правила поведения: молчать, не спать, не оглядываться, не ссориться… В начале XIX века в селе Ялшанке дьячок стал рыть яму, чтобы поставить верею (столб) для ворот. Вырыл не более аршина в глубину и вдруг наткнулся на громадную корчагу, набитую битком серебряной монетой. Это неожиданное явление так пора­зило его, что он от радости и удивления выпустил непри­личное словцо. Оттого корчага вдруг стала опускаться в землю и совсем провалилась.
Если по русским преданиям Стенька Разин, изредка появляясь народу, раздает золотые монеты, то по чувашс­ким — является часто для того, чтобы отбить у других день­ги и имущество. Так, рассказывают, однажды он пришел к пчеловоду и потребовал от него денег и две кадки меду. Когда тот заупрямился было, Стенька пригрозил ему саб­лей. Взяв деньги и две кадки меду, он посыпал на них какого-то зелья и вдруг провалился с ними в землю.
В Поволжье рассказывали и как найти спрын-траву, столь нужную любому кладоискателю. Едучи по лугу, нуж­но заметить, где спадает колесо с телеги. На это самое место следует прийти в полночь вместе с ворожцом и ра­зостлать любую холстину. Спрын-трава и прорастет сквозь нее. Нет для нее преград.
В сказах особо выделяется роль разбойничьего заговора при зарытии клада. Пересилить его никому не дано. Так, однажды разбойники приготовили в лесу груду золота, что­бы зарыть клад, и не успели еще заклясть его. Мужик, за­плутавшись в лесу, набрел на золото и не знал, во что бы ему насыпать его. Не долго думая, он снял с себя порты, нагрузил их золотом, взвалил на плечи и потащил домой. Когда вернулись разбойники и не нашли золота, то один из них пустил стрелу из лука вверх с приговором: «Как высоко, так глубоко». То есть как высоко улетит стрела, так бы глубоко лежал их клад. И что же? С плеча у мужика тотчас сорвалось золото и с громом полетело в землю.
Разбойники склонны, по преданиям, на старости лет возвращаться к своим кладам или пересылать на родину письма, где указано точное местоположение клада. Возле села Кувай Алатырского уезда (ныне Ульянвоская область) в начале XIX века был стан разбойников. Место это стало называться Городок. И сей­час там виден небольшой курган в долине между горами, покрытый лесом. Клад здесь зарыт богатый. Вот
одно из местных преданий середины XIX века. Лет 50 тому назад пришел в Кувай невесть какой человек со степей от Кас­пийского моря и принес письмо от сотоварищей Степана Разина, где описан клад под тем самым курганом. В пись­ме сказано: «Там зарыто несметное множество золота и серебра. Одних наших братских денег положено в кладу до 10 тыс. золотых, а атамановой казны и не перечесть. Над этим кладом висит на золотой цепи икона Богородицы в золотой ризе». Вскоре несколько удальцов из Кувая и со­седней деревни Аркаево вздумали было воспользоваться сокровищем, зарытым в Городке, и начали рыть клад по ночам. Несмотря на всевозможные страхи, представления свирепых медведей, огненных людей, летящих огненных куч сена — бесстрашные ребята продолжали свое дело. Но к величайшему изумлению, на другой день они приходи­ли и видели на месте клада все зарытым и ровным, как будто не касалась к кургану рука человеческая.
Выбившись из сил в бесполезной работе по ночам, мо­лодцы принуждены были обратиться за помощью к во-рожцу, у которого все клады были наперечет. Послали за ним нарочного в Корсунь. Он пошептал-пошептал над водой, взглянул в дно чашки и говорит: «Весь Кувай сто­ит на деньгах — кладах». Отправился ворожец и, подъез­жая к Куваю, по словам подводчика, так и ахнул: «Смот­ри-ка, говорит, денег-то, денег-то тьма какая! Видишь: весь Кувай в огнях! Это как жар горит золото и серебро в кладах». Но подводчик, как ни пялил глаза, не видел ров­но ничего. Приехав в Кувай, дока отправился вместе со смельчаками на место клада и заставил их рыть.
Дружно закипела работа. И в первую же ночь достигли того, что заступом можно было постукать в крышку мед­ного котла, и слышно было позвякивание денег. На следу­ющую ночь совсем докопались до котла и начали обрывать его со всех сторон. Ворожец, для большего успеха дела, сам подлез под котел и стал выпирать его спиной. Котел с гулом поднимался, и рабочие ухватились уже за крышки его. Но в это время кладокопатели, стоявшие поодаль, за­спорили насчет дележа клада — всем ли класть поровну или уделить кому больше. Котел, вышедший уже до поло­вины, вдруг начал с шумом уходить в землю все дальше и
дальше. Одни оцепенели от страха. Другие уцепились было за крышку, но в их руках осталась одна земля. Котел со­всем исчез. Вылез из земли ворожец и осыпал ругатель­ствами поссорившихся молодцов. На следующую ночь кладу сделана была тризна. Принесли ему чашку меду и три ка­лача. Отправляясь восвояси, ворожец сказал, что клад этот выйдет наружу через пять или через десять лет7.
Характерно в этом рассказе отношение к кладу как к живому человеку и поминки по нему как по покойнику. Народная молва о кладах — это, конечно, фольклор. Но какие-то странные и непонятные реалии кладоискатель-ства здесь отражены, хотя и в искаженном виде.
Немало разбойничьих сказок собрал и пересказал поэт В.Цыбин. Украшая реалии сверх меры, он, тем не менее, все основные особенности преданий и легенд про разбой­ничьи клады сохранил. Вот одна из таких легенд.
«Говорят старые люди, что много кладов схоронил Ку-деяр. Один из них — возле Хренниковой мельницы, по Ксизовскому большаку сорок бочек золота высшей пробы зарыто под площавым корнем в дурном верху под девятью зароками, девятью запретами. Кто тронет — того в землю вгонит, кто увидит — ослепнет.
Еще давно, когда бояре были как татаре, при самом царе Иване Грозном, Кудеяр ограбил царскую почту и все сорок бочек спрятал в подземелье, под корни дуба. То же самое и на Лысой горе, что извечно прозывают Ендо-виной, в Кузьмином лесу — три бочки золота тоже под чародейными запретами и под ворожейный зарок…
В этих местах когда-то жили силачи-богатыри, друг с другом горами перекидывались. А ныне какие пошли лю­ди? Ножки с подкосом, уши со звоном, а сами — с по­клоном. Городище было, дома стояли теремные, со све­телками. И меж этими богатырями Кудеяр силой своей ухватистой славился, хоть горами и не бросался.
— Жаль, — говорили они о Кудеяре, — очень жаль, что не с нами знается, а человек-то он нашей породы.
И Кудеяр с этими силачами не задирался. У них свое — богатство грабить и пропивать, а у него — своя, мститель­ная да губительная, страсть. Говорят, что был Кудеяр сы­ном Ивана Грозного от простой девки, а другие — будто сыном татарского мирзы и что жил он на Хопре.
Одно время Кудеяр был даже у этих силачей атаманом в темных лесах, где гудели сосны и звери жировали, такие леса, что и войти в них страшно. Гукнет сова, а кажется — бес. Под каждым пнем — леший живет, лишайник жует, грибом похрустывает, ягодой закусывает.
Так вот, говорят, умел Кудеяр с ними разговаривать, идет, а лешие у пней стоят, картузы снимут и кланяются.
— Ну как мои клады? — спрашивает их Кудеяр. — Ох­раняете?
— Охраняем, милостивый человек, все в точности блю­дем.
Отсыплет им Кудеяр заговоренной ягоды морошки по горсточке, те лакомятся и опять — под пни видеть поту-светные сны. А силачи же, зная такое уважение к Кудея-ру, чтили его за главного для себя человека.
Эти силачи никому не давали ни проходу, ни проезду. Если одному не под силу справиться с кем, то один раз­бойник бросал другому топор, а тот уже понимает, что идти надобно на подмогу. Так топорами и перекидыва­лись»8.
И все же до наших дней дошли не только легенды и сказки, но и кое-какие кладовые записи — те самые пре­лестные письма прошлых веков, коими торговали на база­рах и кои собирали всю жизнь упорные любители разбой­ничьего золота.

***

Где в Ульяновске сундуки с золотом зарыты? Легенды о кладах Симбирской губернии и суеверия местных копателей

клады2.jpg

В детстве все мы мечтали отыскать пиратские сокровища, но со временем поняли, что чудес не бывает, и перестали грезить о несбыточном… Однако есть и такие «подросшие детки», которые считают, что нет ничего невозможного. Став взрослыми, они покупают металлоискатели, просиживают месяцами в архивах, а затем, вооружившись аппаратурой и знаниями, едут на раскопки, которые частенько увенчиваются успехом.

Но главное сокровище Симбирской земли, клад Стеньки Разина, и по сей день – не найден. Хотя, если верить старинным легендам, он спрятан буквально у нас под носом…

Сокровища города на реке

Нет такого кладоискателя, который бы не мечтал откопать схорон казачьего атамана. По легенде, Стенька Разин, которого народная молва давно записала в разбойники, спасаясь от преследователей, спрятал на симбирской земле все награбленное – а это несметные богатства. По преданию, атаман четыре ночи перетаскивал свои ценности, в одну из пещер, а затем обвалил вход в подземный лаз. Говорили, что на его сокровища можно было бы еще один Симбирск построить, якобы одних золотых монет у него было 40 пудов, и это не считая украшений и драгоценных камней!

Многие специалисты сходятся во мнении, что сокровища Стеньки Разина спрятаны в Сурском районе на Белой горе, расположенной неподалеку от села Первомайское. Одна из местных жительниц даже утверждала, что у них в семье существует предание: якобы ее предок не только подглядел, в какой пещере атаман схоронил золото, но и присвоил малую толику от казачьих богатств. Украденного как раз хватило на строительство дома и покупку коровы.

Атаман-гора
Есть также версия, что разбойничий клад может быть зарыт близ села Новочеремшанск, Новомалыклинского района. Рядом с населенным пунктом есть гора, где, якобы, долгое время пряталась шайка Стеньки Разина.
Место это там всегда считалось гиблым. Селяне знали, что в лесах Атаман-горы, окруженной болотами, частенько скрывались от правосудия беглые преступники и старались держаться от нее подальше.
Если же местные жители случайно забредали в разбойничий лес, то нередко находили там следы «долгих стоянок»: землянки, шалаши, кострища… Более того, в селе и по сей день поговаривают о закованном в кандалы скелете, однажды найденном в дупле дерева, в разбойничьем лесу. Видимо, этот беглый каторжник, так и не смог избавиться от цепей, из-за чего и погиб…
«В принципе, данные легенды не противоречат историческим фактам. В документах есть упоминания о том, что Стенька Разин действительно бывал в этих местах. Но я думаю, что здесь легенда «наложилась» на исторические факты. Ведь, по сути, клады, как правило, закапывались во времена политических потрясений государства, допустим, перед революцией. Когда неопределенность вынуждала людей пытаться сохранить свои ценности столь ненадежным способом. Если говорить о Стеньке Разине, то, по сути, нет доказательств того, что он закопал свои сокровища на Симбирской земле, так как если рассуждать логически – деньги и золото были нужны ему для того, чтобы расплачиваться с наемниками. Тем более он до последнего надеялся на победу, а ведь свои ценности такие люди, как правило, прятали в преддверии поражения. Но тем не менее, атаман мог оказаться куда более предусмотрительным и припрятать хотя бы часть своего богатства. Так что со стопроцентной уверенностью отрицать наличие в недрах земель Симбирской губернии его схорона нельзя. И теоретически, мы не можем исключать вероятность того, что рядом с этими селами и по сей день хранятся несметные богатства», – пояснил ульяновский историк-краевед Иван Сивопляс.

Гоняясь за журавлем, радуются синице в руках

И пусть клад Стенькеи Разина и по сей день не найден, в руки ульяновских кладоискателей тем не менее регулярно попадают весьма интересные предметы.
В социальной сети «Вконтакте» есть несколько сообществ ульяновских копателей, где они выкладывают фотографии с раскопок.

клады3.jpg

клады 4 (раскопки).jpg

На форумах кладоискатели нередко спрашивают совета у более опытных коллег. Например, узнают стоимость находок.

клады 5.jpg

Также члены сообщества советуются друг с другом, как правильно выбирать место для копа или привести в порядок находки.
Выкладывают здесь и полезную информацию – например, на форуме сообщества опубликован «словарь» старинных мер длины.

клады8.jpg

Чаще всего ульяновские кладоискатели обнаруживают в недрах земли либо мелкие монетки, прозванные «чешуйками», либо в лучшем случае – серебро.

«У жителей Симбирской губернии просто не было золота в том объеме, чтобы его прятать. А старинные захоронения, представляющие интерес для черных копателей, скорее всего, были разграблены, задолго до нашего появления на свет. Копательство – не новомодное увлечение, и в старину также существовали люди, мечтающие найти ценности, которые им не принадлежат. Хотя кладоискатели, а также случайные люди порой встречают очень интересные находки. Допустим, при строительстве гостиницы «Венец», в 1969 году была обнаружена шкатулка с драгоценностями, среди которых был кулон, украшенный 30 бриллиантами», – рассказал Иван Сивопляс.
Находили клады и ранее. Например, говорят, что в Сенгилеевском районе в селе Игнатовка в 1889 году была обнаружена схоронка с 6 золотыми полуимпериалами и 148 серебряными монетами «нерусской чеканки».
Ходят слухи и о том, что в 1867 году в селе Озимки Карсунского района раскопали клад русских медных монет общей массой около 140 килограмм. А в селе Вязовка того же района, якобы был найден котелок со 152 «татарскими» серебряными монетами.
Поговаривают, что при разборке старых домов на улице Гончарова и Гагарина в 80-х годах 20 века также было найдено много чего интересного.

Клад надо заслужить

Один из кладоискателей, с которым нам в свое время удалось пообщаться, рассказывал о том, что люди, увлекающиеся копательством очень суеверны.
В этой среде частенько рассказывают о тех, кто дорого поплатился за свое хобби и желание поживиться чужим добром. Бывали даже случаи, когда люди возвращались на места раскопок, чтобы вернуть в землю то, что взяли без спроса.
Чаще всего жертвами своего увлечения становятся черные копатели-марадеры, грабящие покойных. На одном из форумов был описан случай, когда ульяновский «крот», поехавший на раскопки в Подмосковье, случайно нашел в поле останки захороненного там солдата. В черепе покойного оставалось несколько золотых коронок, которые мародер выломал, и привез домой, чтобы подарить в качестве сувенира своему другу стоматологу.
И тут началось самое страшное: по возвращении в Ульяновск мужчину стала преследовать ужасная зубная боль, и ему пришлось из-за нагноения, вызванного непонятными причинами, удалить пять передних зубов. Самое жуткое здесь то, что эти «резцы», располагались в тех же местах, где и коронки, которые он вырвал у найденного в поле солдата…

И таких историй, особенно от черных копателей, на специализированных форумах масса:

клады9.jpg

Нередко копателей пугает и их собственный страх.

4 мистика на копе.jpg

Именно поэтому большинство копателей очень суеверны. Более того, они считают, что клад надо заслужить, заработать и выстрадать, и только тогда вам не придется дорого платить за то, что вы забрали чужое. Чем больше сил потрачено на поиски клада – тем он «безопаснее». А вот идущую в руку находку они возьмут с опаской – такая «удача» не к добру.
Прежде чем ехать «на коп», кладоискатели долго изучают архивные документы, карты сел: в идеале выясняют, как здесь раньше выглядели сады, где располагались церкви и колодцы…
Допустим, дилетант, пытаясь найти сокровища в заброшенной дворянской усадьбе, будет обыскивать сам дом и его подвал. А опытный кладоискатель попытается выяснить у старожилов, где здесь раньше росла ольха. Почему-то наши предки любили прикапывать ценности именно в корнях этого дерева. Также они нередко прятали свои «схоронки» рядом с колодцами или неподалеку от склепов и церквей.

Не нами положено – не нам забирать

У кладоискателей есть примета – лучше всего отправляться на коп после того, как в их жизни начинается черная полоса. Они уверены – чем больше неприятностей случиться перед раскопками и по дороге к ним, тем больше шансов, что «в поле» им повезет.
При этом почти у каждого копателя есть свой ритуал. Они уверены, нельзя просто так забрать из земли то, что положено туда другими людьми. Именно поэтому большинство кладоискателей берут с собой в экспедиции современные монеты и оставляют их там, где обнаружили старинные предметы быта или деньги.

P.S.. Напоминаем, что в соответствии с действующим российским законодательством вести раскопки без специального разрешения запрещено.

***

Смотрите также материалы по следующим ссылкам: Клады Симбирского-Ульяновского края, Клады Ульяновска и Симбирской губернии

***

Видео о кладах в Ульяновской области:
(юные кладоискатели, увлеченные делом, немного ругаются матом – так что “18+”)