Мы продолжаем слышать заверения, что приоритетом правительства “остается выполнение социальных обязательств”.
Однако после неполной индексации пенсий и отсутствия таковой в отношении материнского капитала верится в это с трудом.
Не приведет ли предстоящая корректировка бюджета к дальнейшему сокращению мер социальной поддержки населения? Ответить на данный вопрос мы попросили депутата Государственной Думы РФ Вадима Харлова.
– С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный Закон “О социальной поддержке граждан на основе принципов адресности и нуждаемости”, – говорит Вадим Борисович. – Переход в вопросах социальной поддержки на селения на принцип адресности должен позволить не распылять бюджетные деньги на всех, включая и тех, кто хоть и имеет право на льготы, но фактически в них не нуждается, а направлять их тем, кому они действительно нужны, По различным оценкам, в России 5-7% семей достаточно благополучны и способны обойтись без господдержки. А вот многим остальным такая помощь может оказаться необходимой.

Но есть серьезные опасения, что реализация Закона в чиновничьем исполнении может привести к тому, что благое намерение за счет сокращения числа получателей социальной помощи добиться её увеличения тем, кто в ней действительно нуждается, будет дискредитировано. То есть при общем сокращении числа тех, кому она не нужна, не произойдет и существенного увеличения пособий тем, кто в ней остро нуждается.

Также нет пока четкого понимания, кого следует относить к категории нуждающихся. Ответа на этот вопрос мы от правительства так и не получили. Министерство труда ещё только обещает выработать единые для всех регионов подходы в определении критериев нуждаемости. Мы настаиваем на том, чтобы критерии нуждаемости были предельно четкими, понятными и исключали возможность трактоваться чиновниками на свой лад и усмотрение.

Изменить ситуацию должен вводимый в стране тотальный контроль всех получателей социальной помощи из местного, регионального и федерального бюджетов. Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО), создание которой предусмотрено данным Законом, должна положить конец позорной ситуации отсутствия в стране единой базы данных инвалидов и льготников. Ввод в действие этой системы ожидается с 1 января 2018 года, а её ведение возлагается на Пенсионный фонд РФ.