Разрезанный на металлолом 25 лет назад советский атомный авианосец «Ульяновск» может возродиться в Китае, в Индии  и даже … в России.

Об этом-в авторском материале Юрия Селиванова “Ничто на земле не проходит бесследно”.

атомный авианосец «Ульяновск»

Как уже сообщалось, накануне Индия объявила о планах строительства первого полноценного авианосца с атомной энергетической установкой. Данное событие побудило нас заново оценить ситуацию в треугольнике Китай – Индия – Россия, страны которого тесно связаны между собой именно в сфере строительства авианесущих кораблей.

Как известно, первым авианосцем китайского флота стал бывший советский «Варяг» («Ши лянь»), а новым флагманом ВМС Индии — бывший российский «Адмирал Горшков» («Викремадитья»).

И вот теперь обе эти страны находятся в преддверии следующего, еще более амбициозного этапа своего превращения в первоклассные военно-морские державы. Сегодня у них на повестке дня строительство кораблей, способных на равных конкурировать с пока еще мировыми лидерами – суперавианосцами США.

Но какими будут эти корабли? И какую роль в этих проектах предстоит сыграть России? Вопросы, имеющие для россиян не только отвлеченный военно-стратегический смысл, но и совершенно прикладной – производственно-технологический. Ведь от того, насколько экономика РФ будет вовлечена в реализацию этих грандиозных планов, во многом зависит и доход российской казны и личное благосостояние многих жителей страны.

Что касается Китая, то здесь существует определенная ясность относительно дальнейших планов его руководства. КНР очень прочно сидит на советской технологической базе строительства авианосного флота. При этом сидит безальтернативно, поскольку рассчитывать всерьез на технологическую поддержку Запада в этом вопросе он явно не может.

В открытых источниках сообщается, что первый китайский атомный авианосец (с ядерной силовой установкой) водоизмещением 93000 т, получивший наименование «тип 085», должен быть построен в период с 2015 по 2020 год. По своим размерам и характеристикам проект корабля соответствует недостроенному советскому авианосцу «Ульяновск», проектно-конструкторскую документацию на который, по некоторым данным, Китай тайно купил у России.

Проекции китайских авианосцев. Сравните их с проекциями оригинального советского «Ульяновска». Аналогия налицо!

Проекции китайских авианосцев. Сравните их с проекциями оригинального советского «Ульяновска». Аналогия налицо!

Проекции китайских авианосцев. Сравните их с проекциями оригинального советского «Ульяновска». Аналогия налицо!

Таким образом, китайцы предсказуемо будут строить свой атомный авианосец по советскому проекту, что Россию с экономической точки зрения в принципе вполне устраивает. Здесь возможна достаточно серьезная кооперация с КНР в процессе оборудования авианосца основными узлами и агрегатами, которые также должны соответствовать советско-российским технологиям. Кроме того, авиагруппа авианосца, несомненно, будет представлена в своей основе китайскими репликами советских боевых машин, которые также потребуют глубокого кооперационного взаимодействия. Впрочем, китайцы, особенно после успеха с «Варягом», будут естественно стремиться к максимальной локализации процесса строительства нового корабля на отечественных мощностях.

Тем не менее, китайский случай для России чрезвычайно важен. Поскольку доказывает, что проект советского авианосца 30-летней давности с учетом, разумеется, неизбежных современных доработок, полностью сохранил свою актуальность и еще только будет воплощен в жизнь в перспективе ближайших десяти лет. Очевидно, что китайцы не стали бы с ним возиться и вкладывать баснословные суммы в заведомо устаревший проект.

Таким образом, в лице «Ульяновска» мы имеем не просто историческую реликвию, но авианесущий корабль будущего, который составит основу военно-морской мощи крупнейшей страны мира в первой половине 21 века.

Соответственно, возникает вопрос – а почему Россия не может предложить аналогичный, либо существенно доработанный проект Индии? Тем более, что Китай для неё традиционный геополитический соперник. Еще как может! Хотя бы потому, что проект «Ульяновска» является российской интеллектуальной собственностью, поскольку был полностью спроектирован Невским конструкторским бюро в Ленинграде.
Примечательно, что Индия заведомо ограничила возможность своего выбора международного партнера в деле строительства нового авианосца только двумя странами – Россией и Францией. Это связано с тем, что Министерство обороны Индии рассчитывает достичь унификации в снабжении запасными частями самолетов ВВС и ВМС. Таким образом, среди тех самолетов, которые будут оцениваться в ходе международного тендера, только палубные варианты французского Rafale и российского МиГ-29, которые в модификации МиГ-29К составляют крыло авианосца Vikrant.

Следовательно, в важнейшей — авиационной компоненте проекта у России уже имеется стартовое преимущество перед французами, поскольку российские МиГ-29 уже стоят на вооружении индийского флота. Кроме того, французы как деловые партнеры очень ветрены. Что доказала недавняя скандальная история с российскими «Мистралями». А что касается стоимости их продукции, то она, во-первых, запредельно высока, а во-вторых, имеет свойство постоянно расти. Буквально только что именно из-за этого оказалась под угрозой крупнейшая индо-французская сделка по поставке для ВВС Индии тех же «Рафалей». Поэтому в Дели должны будут трижды подумать, прежде чем вверять судьбу своего будущего авианосного флота в руки таким ненадежным партнерам.

Но и это еще не всё. При более внимательном рассмотрении становится ясно, что французы имеют достаточно куцый опыт строительства современных авианесущих кораблей. Их самый «новый» авианосец — атомный «Шарль де Голль» был спроектирован еще в середине 80-х гг. прошлого века, как и советский «Ульяновск». И с тех пор во Франции никаких новых авианосных проектов разработано не было! Так что в случае с Индией французам придется начинать практически с нуля. Тем более, что «Шарль де Голль» относительно небольшой корабль — водоизмещением всего 40 тысяч тонн, что полностью противоречит индийским планам создания собственного суперавианосца в два раза большего по габаритам.

Здесь стоит напомнить, что «Ульяновск» хотя и проектировался в те же годы что и француз, но он уже тогда был задуман именно как полноформатный авианосец. А такого опыта у Франции просто нет.

Таким образом, с конструкторско-технологической, военно-технической и геополитической точек зрения и даже с позиций деловой этики Россия для Индии в её новом авианосном проекте уже практически безальтернативный партнер.

Но и это еще не все возможные преимущества. Дело в том, что сама Россия никак не меньше Индии заинтересована быть военно-морской державой первого ранга и иметь в составе своего флота полноценные авианосные единицы. Минобороны РФ уже было объявлено о перспективе начала строительства такого флота к тридцатым годам.

Однако авианосная программа Индии предоставляет России шанс, которого раньше не было и за который стоило бы ухватиться. Если эти две мощные страны согласуют свои усилия на данном направлении, то экономический эффект — в виде значительной экономии сил и средств может быть очень большим. Одно дело разрабатывать и строить такую махину в одиночку, надрывая национальную экономику. И совсем другое — вести параллельное строительство двух однотипных кораблей для обоих флотов. Напомню, что и для России и для Индии вопросы экономии и дефицита средств сегодня едва ли не самые острые.

Очевидно, что серийное производство авианосцев для флотов двух держав очень серьезно удешевит всю программу. И это, пожалуй – решающее соображение в пользу того, чтобы очень внимательно присмотреться к данной возможности. Благодаря которой российский авианосный флот может начать бороздить мировой океан гораздо раньше, чем предусмотрено в самых смелых нынешних планах.

Тем более, что не иначе, как промыслом Божиим, именно в этом году на российском Дальнем Востоке вступает в строй крупнейшая верфь, способная строить суда водоизмещением до 350 тысяч тонн, чего с лихвой хватит для строительства авианесущих кораблей. В результате все составляющие будущего успеха российской авианосной программы наилучшим образом сходятся в одной точке и в одно время. И не воспользоваться этим уникальным даром Провидения, которое явно благоволит России, было бы, на наш взгляд, большой и непростительной ошибкой.

Юрий Селиванов