В селе Астрадамовка Сурского района сохранилось уникальное здание. Когда-то давно там в старинном православном храме оборудовали Дом культуры с советским интерьером. Противоречие это в итоге сыграло злую шутку со зданием, ставшим вообще никому не нужным.

ДОРОГО-БОГАТО
В советское время храмы в сёлах, как правило, отдавали под зернохранилища и прочие хозяйственные помещения, если вообще сохраняли. В Астрадамовке главный храм во имя Живоначальной Троицы тоже отдали под склад, сняв с него в 1943 году колокольню. Он и простоял так несколько десятилетий. В 1980-е годы в добротном, хорошо сохранившемся здании, многократно перестраивавшемся аж с 1807 года, решили организовать Дом культуры.

За 1988-89 годы помещение внутри преобразовали до неузнаваемости. Денег на ДК выделили много, ремонт курировал сам Ю.Ф. Горячев, бывший в те годы председателем исполкома Ульяновского областного Совета депутатов. Юрий Фролович лично приезжал смотреть, как ведутся работы.

Ну, а потом наступили 90-е: разруха, безденежье… Содержать здание стало накладно, там отключили отопление, и клуб начал ветшать.

ВЗДОХ ИЗУМЛЕНИЯ
К запертому на замок зданию Дома культуры в снегу по колено нас ведет Александр Сергеевич Службин.

Раньше он был методистом и культорганизатором в ДК, а теперь его завхоз.

С виду, конечно, даже не знающий человек определит, что это бывший храм. Старый красный кирпич, кладка на века, высокие окна – как гигантские руки, сложенные в молитве. Церковь и есть! Только почему-то без куполов с крестами, и от этого несоответствия, от этой неестественной пустоты наверху как-то странно – знаете, как на корабле без мачт и парусов, одна плоская палуба…

Замок еле поддается, замёрз, видно. Открываем двери: узкий коридор, два придела по бокам и главный зал. На входе в него как-то само собой поклониться бы надо – положено, а там – и не храм вовсе. Точнее, строение-то истинно церковное – с арками, с огромным круглым потолком под куполом, с нишами в стене.

Здание обесточено, внутри темновато, но зато еле-еле, тусклым матовым светом поблескивает лепка “под золото”. Приглядываемся, а это огромные панно в духе непобедимого и единственно правого соцреализма. Огромные фигуры балетных танцоров на одной стене, фольклорный сюжет на другой – на Леля со Снегурочкой похоже. Внутри зрительный зал на 360 мест. Да кресла какие хорошие! Как новенькие! Кумачовым материалом обитые. Напротив – судя по всему, на месте алтаря – сцена. Над ней занавес с бахромой, такой же ярко-красный, как сидения в зале, – замер, не шелохнется. Со стены смотрят театральные маски и, кажется, только трагические, с раскрытыми в плаче ртами. Жуткое впечатление…

Александр Службин рассказывает, что раньше в зале висела шикарная люстра, как в городском театре, потом её сняли и куда-то дели. А какая здесь была акустика! Правда, когда стены заделали гипсом, похуже стала.

– При строительстве Дома культуры здесь сделали стеклянные потолки, фасад отделали дорогими плитами, – говорит наш проводник.

– 250 квадратных метров пола выложили мозаикой. На это ушло столько денег, за сколько можно было купить пять “Жигулей” по ценам того времени (речь о середине 1980-х гг. – Авт.). В Доме культуры были кружки, ансамбли, фильмы показывали, церемонии бракосочетания проводили…

Сегодня внутри некогда роскошного Дома культуры -разруха. Зал для молодежи, оформленный в стиле “хипповых” 70-х, по мнению Александра Службина, проще всего восстановить. Да, крыша протекает, но можно же заделать. Нет отопления – и это главная проблема, но и она решаема, тем более, что в здании есть оборудованная всем необходимым кочегарка, полно дров.

ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ
Одно слово то и дело звучит из уст астрадамовцев: “Обидно…” Обидно, что столько денег и сил когда-то направили на строительство этого ДК, что несколько лет он был центром культурной жизни большого села, а теперь стоит на замке, дряхлея и ветшая с каждым днем.

– Сейчас здание принадлежит администрации поселения, и хоть и включено в реестр памятников истории, денег на его содержание нет. Некоторое время назад здание бывшего храма хотела забрать себе епархия, но потом передумала – больно дорого обойдётся реставрация. Никому оно, как выяснилось, не нужно, -сетует заведующая Астрадамовским ДК Татьяна Леванова.

Так и осталось здание – снаружи храм, внутри -законсервированный памятник социализму. Кстати, в зрительном зале клуба полукругом написан лозунг: “Социализм дает свои ответы на вопросы, которые ставит жизнь”. Нет уж, видимо, не на все вопросы у социализма ответы были. Жизнь оказалась посложнее.

ХОРОШО ЖИЛИ
А ведь астрадамовцам есть чем гордиться. Село у них с интересной историей. Одно из первых документальных воспоминаний о нем относится к 1647 году. По преданию, изначально эти земли заселял “сбродный” люд: переселенцы, беглые. Места тут были опасные, разбойные. Много народу, говорят, пострадало от нападений всяких бандитов. Отсюда и первая версия происхождения названия села – от слова “страдать”.
Вторая, более убедительная версия, что село названо по фамилии помещицы Астрадамовой, некогда владевшей здесь богатым хозяйством.

К середине XIX века в Астрадамовке был уже 321 двор, проживало 2500 человек, было мужское начальное училище, приемный покой, почтово-телеграфная контора, пять солодовых заводов, три сальносвечных заведения, где изготавливали белые свечи, без запаха, правда, по качеству уступавшие казанским.

С 1 по 8 сентября в селе проходила ярмарка, а по субботам на площади перед храмом (тем самым, который превратили потом в Дом культуры) был базар. Астрадамовский торг был известен далеко за пределами Симбирской губернии. Сюда приезжали за покупками из Удмуртии, Мордовии, Чувашии, Татарии. Здесь можно было купить шкуры, сало, валяные сапоги, платки, льняное семя, скот, масло. Особый ряд занимали колесники и бондари.

И потом, только в базарные дни для приезжих в Асюарии. Здесь можно было купить шкуры, сало, валяные сапоги, платки, льняное семя, скот, масло. Особый ряд занимали колесники и бондари. И потом, только в базарные дни для приезжих в Астрадамовке открывался трактир.

Во второй половине XIX века из города в село стали поступать промышленные новинки. В обиходе у астрадамовцев появились швейные машинки, лампы, самовары. Вспомните по рассказам родных, когда в вашей семье появились эти товары?

К началу XX столетия Астрадамовка хоть и звалась селом, но по образу жизни вполне сходила за город. Самое интересное, что и при советской власти Астрадамовка продолжала держать марку зажиточного и успешного населенного пункта.

В 1939 году село стало районным центром (как сегодня Сурское). Там открылась средняя школа на 668 человек, больница на 35 коек, райисполком, кинотеатр, МТС, мельница, почта, телеграф, детский сад, ясли, эпидстанция, инкубатор, библиотека, колбасная, парикмахерская, ресторан, книжный магазин. Гремел на всю округу местный колхоз.

– Народу было много в селе, – вспоминают местные жители. – Полно производств. Все работали здесь и никуда не думали уезжать. Теперь в селе кое-как сохранили больницу, школу, детсад – только самое необходимое. Молодежь уезжает работать вахтовым метадом, тут устроиться негде.

И опять это слово: “Обидно”. Старики-то помнят, какой была Астрадамовка…

НЕ СТРЕЛЯЙТЕ
Отправляя нас в дорогу, наш проводник Александр Сергеевич Службин звал нас еще раз приехать в Астрадамовку – посмотреть на другую достопримечательность.

– Весной к нам в пойму реки прилетают лебеди. Красавцы! И не боятся – к лодке подплывут, крылья расправят – а Боже мой/ – огромные, сильные птицы! В прошлом году какой-то дурак приехал, пострелял лебедей. Прилетят ли в этом году?..

Екатерина ПОЗДНЯКОВА