У тех, кто работает по кодексу, была короткая рабочая неделя, новостей было мало, поэтому и обзор будет коротким, как и последнее аппаратное совещание в администрации области. Всё больше эпизодически в информполе стал появляться и сам ведущий аппараток, губернатор, однако следующую неделю он проведёт в отъезде. Словно три рабочих дня за неделю смешались в нашем обзоре три ингредиента: гордость за успехи региона, неловкость за информационную активность политиков и опасения за будущее. Кризис ускоряет все процессы.

Сначала коротко о самых ярких новостях

Государственная дума подарила Ульяновску летнее время. Теперь яркое солнце не будет мешать по утрам и, наоборот, будет дольше ласкать нас приближающими летними вечерами. Перевод стрелок на час вперёд произойдёт уже 27 марта. Кто не успел выразить своего недовольства столь скорым решением, ещё успеет это сделать, так как летнее время теперь – вечно (наверное).

С госдумой связана ещё одна светлая и теплая новость. Появился иллюзорный шанс, что на осенних выборах в российский парламент с агитационных плакатов нам будет светить улыбка прекрасной Нины Долговой, возглавляющей молодёжный парламент. Ранее девушку тролли из оппозиционно настроенных СМИ и партий пытались обвинить было в аморальности, но, похоже, только придали дополнительной узнаваемости. Пиарщики (авторы этого красивого решения) каламбурят: например, серый кардинал ульяновской политики Лев Павлючков уже высоко оценил шансы никому неизвестной ранее девушки. Высоко оценил. Говорит, пора ей Яровую менять.

В Сурском на неделе зажигал один из «Иванушек», а в Ульяновске – должник по коммунальным платежам. Мужчина поджёг здание расчётного центра в Заволжье. Кризис, как говорится, – не тётка! У кризиса, как и у прошедшего праздника, мужское лицо. Одни (левые) сразу увидели в поджоге пламя народного бунта, другие – подлили масла в огонь критики частной конторы, какой является РИЦ, третьи (правые) обвинили мужчину в асоциальном образе жизни и девиантном поведении (он и правда был ранее не в ладах с законом). До выяснения подробностей будем благодарить всевышнего за то, что никто не пострадал. Главное, чтобы отчаявшиеся в кризис мужчины вредили только себе (это про преступников, серийных самоубийц и милитаристов – нам таких не надо).

Продолжая о ЖКХ. Генпрокуратура отозвала своё же письмо по поводу возможной незаконности сборов на капитальный ремонт. Но борьба за деньги народа продолжается. Теперь суд, наши дотошные комментаторы и оппозиционеры обратили внимание на нестыковки с ОДН. Иногда плата за общедомовые расходы электроэнергии больше, чем за собственные. Суд признал мнение прокуратуры о том, что если управляющая компания расторгла договор с энергетиками, то жильцы не обязаны платить за ОДН напрямую энергетикам (это вопрос управляющей компании). Но, опыт показывает, монополисты всегда найдут, как получить своё, остановить их никто не в силах: власть пособничает, оппозиция привычно не имеет планов изменения ситуации, а суд, как и прокуратура, хозяин своего слова (может взять и обратно, как считают комментаторы).

О мошенничествах, которые происходят не в рамках закона, а с помощью телефонов и электронных переводов на этой неделе вновь писали в СМИ и блогах (и даже в Инстаграмме). Историй всё больше и больше. На этот раз о своих случаях рассказали журналист Любовь Чиликова и зампред областного правительства Светлана Опёнышева. Пропорционально (как мы предполагаем) доходам эти женщины лишились без всякой на то причины 20 и 1000 долларов. Как чиновник, курирующий электронную сферу, Светлана Владимировна рассказала, каким образом необходимо действовать, если с вашей карты сняли деньги. Сразу видно, что информационное общество уже с нами.

В кризис активизировались самые разные мошенники, а формы «развода» стали очень разнообразными. Страдают не только обычные граждане, но и мелкие предприниматели. Всему виной – отсутствие информации об актуальных способах развода (в наш обзор они, увы, не поместятся, а властям и предпринимательским обществам стоило бы озаботиться).

Повторится ли «ночь длинных ковшей» в Ульяновске? Этот вопрос не даёт покоя ульяновским предпринимателям. До 1 марта продлили обсуждения документа, который очень походит на московский, и на основании которого в Ульяновске вполне можно будет ночью снести чей-нибудь ларёк. Председатель городского комитета по развитию предпринимательства Павел Антонов анонсировал скорую инвентаризацию киосочного хозяйства (1,5 тысячи объектов нестационарной торговли по всему городу). При этом он сам «смешал кислое с пресным», упомянув одновременно и самовольно установленные ларьки, и объекты, нарушающие нормы закона. Есть несколько вопросов. Почему не убирают самовольно оставленный мусор (ларьки), кого боятся? Кто не следит за соблюдением норм закона в торговле и почему? И зачем появляются новые ларьки, если они – зло? Тема очень мутная и привычно отдает чиновным интересом. К слову сказать, перевести нестационарный объект в стационарный в Ульяновске практически невозможно. Предприниматели искусственно загнаны в ларёчную ловушку. И «амнистии не будет». Это не гаражи.

Законодатели, журналисты и уважаемые твиттеряне

На прошедшей короткой неделе в публичную политическую сферу вылилось бурление, происходившее до того внутри ульяновского журналистского сообщества в связи с планами введения аккредитации журналистов при работе в законодательном собрании области. Неделей ранее признанный авторитет местной журналистики Сергей Титов написал обращение к областным законодателям по поводу их проекта правил аккредитации. Он указал на несоответствия готовящегося подзаконного акта федеральному закону о СМИ. Титова поддержали самые разные активные журналисты, имеющие хоть какую-то самостоятельную позицию, включая даже тех из них, кто работает на власть.

В своём обращении к ЗС журналисты указали на весьма пикантный нюанс аккредитации – эта процедура проводится для удобства журналистов, а не для органа власти. Если журналист аккредитован, то орган власти несёт перед ним особую ответственность по обеспечению работы. Аккредитация не означает разрешения со стороны органа власти на деятельность журналиста. Хотя, пропускать или не пропускать журналиста на вахте, как признали и сами работники пера, – это действительно, прерогатива ЗС.

Самое интересное началось после появления обращения Титова. Как оказалось, бумагу и, главное, подписей под ней никто в заксобрании не видел. Виртуальное обращение – это не документ, а комментарии в ФБ – это не подписи. Неожиданностью для журналистов стало и то, что для того, чтобы к ним прислушались, им необходимо было обратиться непосредственно к депутату от ЛДПР Дмитрию Грачёву, который должен был докладывать по данному вопросу на заседании собрания.

В итоге чьим-то мудрым решением рассмотрение вопроса было снято с рассмотрения и перенесено на март с тем, чтобы посоветоваться с сообществом. «Предела совершенству нет», – написал в частной беседе депутат Василий Гвоздев о процессе подготовки нормативных актов.

Центристскую позицию занял депутат-журналист Геннадий Антонцев. Он и поправки к будущим правилам подготовил, и коллег пожурил, что те, не собрали подписи. Василий Гвоздев попросил журналистов впредь обращаться в ЗС с «официальными документами», на что участники обсуждения заметили, что невозможно обращаться с запросом о событии или намерении, о котором никто не был поставлен в известность.

В целом решение отложить принятие правил аккредитации журналисты оценили как позитивное. Вслед за этим «починилось» и оборудование для трансляций заседаний заксобрания, что стало ещё одним шагом к восстановлению открытости самого публичного органа власти в регионе.

На самом деле инцидент с аккредитацией поднял целый пласт вопросов о том, кого можно считать журналистом, что такое СМИ и следует ли государству регулировать журналистскую деятельность? Тем более, что на федеральном уровне на этой неделе решили, что под видом мнимых журналистов в России могут работать провокаторы (хуже того – шпионы) и осложнили участие представителей СМИ в работе на избирательных участках в ближайшие выборы.

В связи с вышеописанной дискуссией известный журналист Сергей Гогин задумался о получении удостоверения представителя прессы, а ряд изданий обратили своё внимание на блогеров-чиновников, которые всё чаще заменяют работу официальных пресс-служб. Сами чиновники и общественные функционеры проявили на этой неделе завидную информационную активность, комментируя актуальные события.

Очень хочется надеяться, что жаркая дискуссия по поводу роли СМИ и соцсетей хоть как-то положительно сможет повлиять на реальность, а журналистское сообщество проявит инициативу и сплочённость в защите не только своих прав, но интересов общества.

Антикризисный офис для чиновников

Одной из ведущих тем для обсуждения в СМИ стала уже поднадоевшая тема переезда областных и городских чиновников в офисное здание УАЗа, которое планируется в связи с этим выкупить на деньги областного правительства у компании «Соллерс».

Все финансово-технические аспекты переезда уже были много раз продискутированы ранее. На этот раз поводом для информационных баталий стало заявление секретаря генсовета «Единой России» Сергея Неверова. В серии его уже серийных «любовных признаний» к Ульяновской области он усомнился в целесообразности и своевременности покупки за государственные деньги здания заводоуправления, указав на то, что это больше походит на помощь нынешним владельцам здания сбыть неликвидный актив по завышенным ценам.

Чиновники бросились защищать решение. Сначала вице-премьер областного правительства Александр Чепухин высказал аргументы в пользу того, чтобы считать такую покупку помощью отечественному автомобильному производству в период кризиса. Фоновой поддержкой высказался местный единоросс Константин Долгов, заявивший, что дискуссии с Неверовым – это не оппозиционность, а нормальный процесс. Поддержал своего шефа (Чепухина) и журналист Виталий Ахмеров, расписав такую схему поддержки: завод получает почти все деньги, заложенные в бюджете на помощь предприятиям, а в обмен дарит без всяких торгов здание областному правительству.

Официальное же заявление от имени областной власти сделал самый близкий к главе региона человек – его зам Александр Якунин. Он повторил тезис о двойной экономической целесообразности акции по покупке здания у завода (экономия на аренде помещений для чиновников и вложения в модернизацию производства внедорожников), а также усомнился в правильности понимания Сергеем Неверовым происходящих событий. «Очевидно, что секретаря Генсовета «Единой России» сознательно дезинформируют силы, желающие раскачать политическую обстановку в регионе накануне выборов в Государственную Думу», – заявил Александр Якунин со страницы официального сайта правительства Ульяновской области. Таким образом, во всей этой истории, по мнению местных политиков, видится рука врагов родной земли.

«Силы, желающие раскачать обстановку» не замедлили с ответом. На одном из порталов был опубликован материал, в котором контраргументом официальной риторике ульяновских чиновников, был вопрос о том, не путают ли они нецелевое расходование средств с антикризисным планом?

Не пытаясь занять позицию ни одной из сторон, заметим, что до сих пор никто не провёл оценку принятого «стратегического решения» о переезде чиновников. Сколько высвобождающихся средств от переезда получит бюджет, и на какие цели они будут потрачены? Увидеть бы хоть что то более конкретное – тогда и вопросов было бы меньше.

Ну и совсем репликой «в сторону» отметим: накануне «главного решения» внимание к региону со стороны как вип-политиков, так и вип-сми все активнее. Любая возможность для критики немедленно возносится на самый высокий уровень.

В бюджете денег не хватает

О проблемах областного бюджета на закрытом аппаратном совещании в начале недели говорили министр финансов Екатерина Буцкая и губернатор Сергей Морозов. Оказалось, что сокращающиеся доходы региональной казны с трудом позволяют наскрести денег даже на зарплату чиновникам. Глава региона высказал опасения, что в ближайшем будущем в регионе могут возникнуть задержки в выплате зарплат.

На самом деле задержки уже имели место (выплаты не вовремя доходили до учителей и врачей), но они составили всего несколько дней и проблемы были оперативно решены. Возможно, губернатор даже не был проинформирован об этом. Кроме того, правда и то, что в бюджете нет денег и на самих чиновников.

Журналист Виталий Ахмеров, хорошо знакомый с ситуацией в районах области и являющийся, между прочим, сторонником сокращения числа муниципальных чиновников, со ссылкой на анонимный источник сообщил, что в Кузоватовском районе, якобы, хотят сократить 400 служащих, но пока для экономии их отправляют в отпуска без содержания. Специалисты по муниципалитетам из областной и районной администрации сразу же опровергли эти слухи, заявив, что такого числа чиновников в районе не существует. Однако из других источников нам стало известно, что некоторые чиновники области, действительно, со следующего месяца будут отправлены в административные отпуска.

Причиной нехватки финансов стало ухудшение экономической ситуации в начале этого года и как следствие – недобор налогов. Если прошлый год регион закончил в небольшом плюсе, то теперь реальные проблемы накрыли реальный сектор. Высвобождаются люди с цемзавода. ДААЗ работает не полную неделю. С начала 2016 года более шестидесяти предприятий города Ульяновска уже уведомили региональный центр занятости о сокращении. Неспокойная ситуация в том числе и на богоспасаемом УАЗе, точнее на его смежных производствах. Пришлось даже официально разъяснять, что на самом деле Ульяновский автомобильный завод просто планирует ликвидировать одну из «дочек» (ООО «УАЗ-Автокомпонент»), работники которой в количестве 2,3 тысяч перейдут работать на головное предприятие.

Ещё одна причина финансовых проблем ульяновского бюджета – это иссякающий поток средств из федеральной казны. Там, «наверху», жизнь тоже не сахар (точнее – не нефть), поэтому федералы перешли к политике перечисления средств под конкретные результаты, о чём на этой неделе было объявлено в СМИ. Ульяновская область в связи с этим потеряла более миллиарда рублей, которые пришлось вернуть за недостроенный перинатальный центр. Ранее эти деньги были «подушкой безопасности», а теперь область её лишилась. А брать деньги, например, в кредит мы больше не можем – достигнут максимальный предел соотношения доходов и кредитов.

Экономическое чудо и снижающееся качество жизни

Экономическую ситуацию в регионе не спасают даже инвестиции, которые всё ещё активно идут в Ульяновск. На прошедшей неделе торжественно было открыто производство пластиковой тары «Жокей». В СМИ было растиражировано мнение японцев о том, что у нас есть технологии производства композитных деталей самолёта, которых нет даже у «Боинга». Это, безусловно, добавляет гордости за экономику региона.

На неделе федеральный центр также посулил выделить средства на ульяновский технопарк – почти полмиллиарда. Федеральный министр Денис Мантуров отозвался об Ульяновском опыте развития промзон как об одном из лучших в России. «Ульяновская область на один рубль, вложенный в инфраструктуру, привлекает 22 рубля частных инвестиций в производство и свыше восьми рублей ежегодных налоговых платежей в региональный бюджет», – отметил Министр.

Публичная политика сегодня

В завершение недели информационное поле вздрогнуло от появления на экране экс-мэра Ульяновска Марины Беспаловой.

Она стала ньюсмейкером по очень необычному поводу. Оказывается, начиная с конца сентября прошлого года бывшей главе города и её сестре поступают смс с угрозами в стилистике ульяновских коллекторов. Автор (авторы) посланий оскорбляли Марину Павловну и адресовали угрозы её семье, в частности, речь шла о жизни её племянницы.

В эфире федерального канала Марина Беспалова заявила о том, что знает, кто организовал эту травлю. Она не назвала конкретные имена, однако связала начало своих проблем со слежкой за ней, инициированной бывшим зампредом областного правительства Михаилом Сычёвым и обыском в его кабинете и доме. Одновременно на заднем плане в эфире зачем-то были пущены кадры с участием губернатора Сергея Морозова, что было недвусмысленным посылом со стороны давнего союзника Марины Павловны Арама Габрелянова главе Ульяновской области.

Далее началось заочное поливание грязью всех участников этого уголовно-информационного конфликта. Чего только стоили заголовки, цитирующие обнародованные смс!

Пиарщик Эрнест Старателев высказал предположение, что никаких угроз не было, а все проблемы Беспаловой связаны с её неким «хорошим бизнесом». Активист движения НОД (простите за тавтологию) Николай Панкрашкин включил Марину Беспалову в официальный и юридически выверенный список «пятой колонны» Ульяновской области. Опять припомнили экс-мэру и некие «откатные квартиры».

Одновременно другая, анонимная, сторона начала атаку на действующую власть. Автор статьи на одном из порталов (некто Алексей Шувалов) оценил нынешнее противостояние по аналогии с борьбой Михаила Сычёва с Мариной Беспаловой после выборов в гордуму как победу Беспаловой. «Удивительно, но даже после «оплеухи», полученной из генсовета партии, команда Морозова вновь решила «повоевать» с Кремлем», – пишет Шувалов, называя позицию областного руководства аж походом «ва-банк». Кто в этой истории «Кремль», правда, осталось непонятным. Возможно, анонимно-оппозиционные политологи зачислили туда на работу Арама Ашотовича.

Сама Марина Павловна заявила в интервью, что с ней воюют мужчины, и что женщина в любом случае победит. Но кого и зачем? Ради чего эта война до победного конца, которая разделила область на два лагеря? Разве не стоит публичным политикам думать о проблемах региона, а не о себе?

А на самом деле все проще. Новый тур борьбы проходит уже за мандат депутата ГосДумы. Там места мало.

Громкие отставки

Завершим обзор информацией об отставке сити-менеджера Димитровграда, второго по величине города области. Со своего поста ушёл Юрий Чибисов. Ранее он работал в областной администрации и был направлен в город атомщиков для усиления управления городом, был «ставленником губернатора». Вероятно, со своей задачей он не справился.

Димитровград, как и другие российские моногорода, на этой неделе отметились в информполе сведениями о том, что 60% населения в таких городах погружены в депрессию.

Есть мнение, что причиной отставки Чибисова стали его разногласия с главой города Николаем Горшениным. Доля правды в этом, как считают димитровградцы, есть, но сам Чибисов считал свою работу в городе временным назначением и сейчас уходит на другое место. Вернётся ли он в Ульяновск, пока не известно.

В это время о своей возможной отставке заявил неоднозначно оцениваемый глава Чечни Рамзан Кадыров. Его полномочия, как и полномочия главы Ульяновской области, истекают через месяц. Рамзан Кадыров попросил население не устраивать митингов в его поддержку, но в соцсетях уже развернулся прокадыровский флеш-моб. Эта новость никак не относилась бы к региональной повестке, если бы не известие о том, что дочь Рамзана Ахматовича вскоре посетит Ульяновск, где есть как сторонники, так и противники политики её отца.

Выборы на дворе и кризис всё обостряет.

Так пожелаем же всем нашим читателям благоденствия, здоровья и долгих лет жизни на ульяновской земле.