В областном центре появилось много попрошаек и нищих. Говорят, что это примета времени. Притом милостыню просят не только старики, но и молодые люди.
И не накажешь!
Характерная примета экономического кризиса — засилье попрошаек и нищих на улицах. Их в Ульяновске становится все больше и больше.
Как на работу, практически каждый день ходят к новогородским церквям цыгане. Например, на проспекте Сурова в Ульяновске возле ворот храма сидит одна и та же семья. Многие прихожане уже знают их в лицо. Притом матери заставляют детей просить копеечку у каждого верующего.
На перекрестке возле супермаркета на проспекте Созидателей по проезжей части ходит девушка с коробкой, где прилеплена фотография якобы больного ребенка. Эту же особу многие видели и у торговых центров в Новом городе. Некоторые местные говорят, что у нее нет никакого ребенка.
Также одно время на проезжей части улицы Деева просил милостыню инвалид — мужчина средних лет ходил между автомобилями, пока горел запрещающий сигнал светофора.
Немало нищих на улице Карла Маркса в центре города. Места выбирают людные — возле магазинов, банков и храма. Дальновидная бабушка облюбовала ступеньки одного финансового учреждения.
Ульяновцы по-разному относятся к попрошайкам. Кто-то дает денег, кто-то проходит мимо.
В Новом городе, возле рынка на проспекте Ленинского Комсомола, сидит якобы нищая старушка. Примерно за одну минуту ей бросили денег сразу три человека.
— Не хватает пенсии, — говорит она. — За квартплату, телефон отдам — и всё. А так — кто набросает мелочь, хоть на хлеб хватит. Миллионы на этом не сделаешь. Одежду я вообще уже забыла когда покупала. Жить становится очень тяжело. Цены какие! Много денег уходит на лекарства.
— Да мне что, жалко десяти рублей для бабушки? — говорит прохожий Михаил. — Я всегда бросаю им мелочь. Чем больше дашь, тем больше вернется.
В областном УМВД пояснили, что при советской власти попрошаек можно было привлечь по статье «Тунеядство», а сейчас нет закона, запрещающего сидеть с протянутой рукой. Поэтому полицейские не реагируют на попрошаек, если они не нарушают правопорядок. А вот инспекторы УГИБДД могут наказывать попрошаек, которые ходят по проезжей части и клянчат милостыню. Они нарушают ПДД (правила пешеходов). Но, как правило, при виде гаишников они убегают с дороги.

Запели от бедности?
Еще одна примета времени — заметно увеличилось количество уличных музыкантов. На проспекте Ульяновском возле банка на стульчике играет гармонист. А у бывшего «30-го магазина» можно часто видеть поющего парня в национальной одежде. Денег он не просит, зато активно продает свои диски. Так сказать, раскручивается. Голос хороший. Песни мелодичные, прохожие заслушиваются и покупают его «пластинки». Чем не бизнес? И не надо платить налоги.
В подземном переходе на Ульяновском пристроилась женщина с флейтой. Ей деньги тоже бросают. Одно время в подземном переходе возле кинотеатра «Руслан» играл на гитаре парень…
Раньше такого наплыва уличных музыкантов и попрошаек в городе не было. Нужда заставила их выйти на улицы?
— Когда поет или играет музыкант на улице, ничего плохого в этом нет, — считает студентка Светлана. — Мне даже нравится. Может, им дома скучно? А вот когда молодая женщина, закутанная с ног до головы, изображает из себя нищенку, да еще с грудным ребенком, а скорее всего, у нее в руках кукла — это вызывает раздражение.

В рабстве
На попрошайках даже делают бизнес. Вот недавний пример. На Украине попрошайничеством занимался 40-летний безногий инвалид. Когда-то он имел семью, дом, но все потерял из-за пьянства. Начал попрошайничать на дорогах.
Его заприметил нигде не работающий гражданин Молдавии, 35-летний Василий. Он предложил ему «поработать нищим» в Ульяновске. Тот согласился. Василий забрал у него паспорт, отвез в наш областной центр и поселил в снятой квартире. Его новым местом работы стал перекресток в одном из районов города. Инвалид должен был ежедневно, кроме одного выходного, дежурить у дороги с протянутой рукой по 14 часов. Всю прибыль, а это примерно 5 тысяч рублей, забирал Василий. Он же контролировал инвалида, чтобы тот не халтурил. Иногда попрошайку забирали полицейские, но через некоторое время отпускали.
Однажды Василий поругался со своим подопечным из-за плохого заработка. Безногий мужчина перестал собирать установленную таксу. Тогда Василий с братом (он тоже жил в Ульяновске) стали его бить. Инвалид потребовал отправить его обратно в Украину. Но Василий начал угрожать расправой и даже как-то погрузил его в машину и в наказание хотел отвезти в глухую деревню.
Но в дело вмешались полицейские. Они задержали Василия и его брата. Возбудили уголовное дело. Недавно был суд, который признал их виновными в покушении на похищение человека, а Василия еще и в использовании рабского труда. В итоге Василию дали восемь лет колонии строгого режима, а его брату пять с половиной лет «строгача». Но братья подали апелляцию. Суть жалобы заключалась в том, что якобы они помогали инвалиду в организации его быта вдали от родины, а занятие попрошайничеством было его личным делом. Но приговор суда оставлен без изменения.
Арсений КОРОЛЕВ