В начале марта, несмотря на приближение весенних праздничных дней, ульяновское информационное пространство было затянуто тёмными тучами грязи c редкими молниями. Так что в этом обзоре – не до шуток. Неделя стала рекордной по числу опубликованных и удалённых материалов, так как каждое слово в сложившейся обстановке теперь приходится взвешивать, а в случае ошибок – пояснять, ловить или просто вырубать. Резервы публичного политического диалога практически исчерпаны. Теперь в ход пойдут самые серьёзные инструменты борьбы. Как пишут наблюдатели, открыт ящик Пандоры информационной войны. Правда, вполне привычно. Выборы!

Переговоры на высшем уровне

В самом начале недели в СМИ появились два материала от ведущих политтехнологов, которые работают или работали с Ульяновской областью. Это комментарий Константина Калачёва о покупке здания УАЗа и программное интервью Льва Павлючкова. Тем, кто хочет узнать, как устроена нынешняя власть, стоит почитать оба произведения. Один политолог говорит, что трактовать любое событие сейчас можно как правовое и одновременно как противоправное в зависимости от политических договорённостей. Другой вторит, рассуждая о морали: предателей не прощаем, но можем простить, если договоримся. Так что в прямом эфире обсуждали два политтехнолога?

Речь шла о судьбе экс-мэра Марины Беспаловой, лично вышедшей недавно на федеральное информполе. Константин Калачёв, как мы полагаем, озвучил позицию сторонников Марины Павловны (о которой мы также ранее писали) в форме посыла губернатору Сергею Морозову: «Он [Морозов – авт.] сделал серьезную ошибку, ему нужно было уступить ей возможность стать депутатом Государственной думы по одному из округов». В случае выдвижения Беспаловой в госдуму, Калачёв «обещает» благоприятный медийный климат в регионе и спокойное переназначение Сергея Морозова на новый срок.

В интервью Льва Павлючкова, который отрабатывает (на общественных началах) позиционирование действующего губернатора, также была затронута тема конфронтации местных элит. На вопрос «чем в итоге закончится этот почти «семейный» конфликт», политтехнолог озвучил ту же самую консенсусную версию будущего: «Тем, что переназначенный на пост губернатора Морозов получит в качестве гарнира к этому задачу провести Беспалову в Государственную думу. Через список. Это исход win-to-win». Павлючков даже заявил о готовности лично обеспечить решение этой задачи в случае проявления на то государственной воли.

В начале недели показалось, что «семейный конфликт» пошёл на спад, а публичные переговоры, могут завершиться примирением улэлиты. Однако, как выяснилось, диалог сорвался. Самой популярной фразой среди ульяновских чиновников стала цитата, приписываемая Владимиру Высоцкому, который по легенде как-то заявил иностранным (читай – вражеским) журналистам в ответ на их каверзные вопросы об СССР: «У меня есть претензии к властям моей страны, но обсуждать их я буду не с вами». Зампред областного правительства Александр Чепухин словно воскликнул, публикуя эти строки: «Прав был Высоцкий!»

И политический лес продолжили рубить с двух сторон с ещё более ускоренной силой, да так, что на расчищенное поле полетели журналистские щепки.

Враги репутации

Сначала глухим раскатом по сети разошёлся философский пост пресс-секретаря губернатора Игоря Жаркова под условным названием «О совести». Игорь Михайлович рассуждал о размещённой на каком-то портале загадочной информации, «которая компрометирует губернатора Ульяновской области Сергея Морозова». «А как без совести жить? – начал Игорь Жарков и ответил на свой же вопрос, – Только за деньги. Вот причина, следствие и последствие такой работы некоторых моих коллег. Точнее, бывших коллег. Назвать коллегами людей, которые уже дают показания за сколько, кто и как платил за ложь – нельзя». Финал размышления о совести в виде упоминания об уголовном преследовании «бывших коллег» стал шоком для местных журналистов. Стали высказываться разные предположения, о ком из «коллег» и каком именно материале идёт речь в послании Жаркова.

Через три дня с заявлением о развязанной против репутации Ульяновской области информационной войне выступил и сам губернатор. Помимо репутации области в результате информатак пострадало и личное окружение губернатора: «Распространяются слухи, которые буквально убивают мою мать, моих детей, младшие из которых только пошли в школу», – написал Сергей Морозов. Теперь в результате информационной перепалки в опасности оказалась не только семья Марины Беспаловой, но и первого лица региона.

Еще из заявления губернатора: «Я долго терпел, исходя из того, что свободный и конструктивный стиль отношений власти и СМИ, сложившийся в нашем регионе, сам выведет на чистую воду подлецов. Но сегодня принял решение: я прошу правоохранительные органы отреагировать на клевету в адрес региона, моих коллег, моих родных, и обращаюсь с соответствующим заявлением в соответствующие органы». Вероятно, заявление уже было подано к моменту публикации, иначе как бы загадочные информтеррористы давали, по словам Жаркова, показания?

Правильность подхода губернатора к ситуации поддержал политтехнолог Эрнест Старателев, в привычной уже для него манере, заявив, что Сергей Иванович зря так долго терпел своих оппонентов, хотя давно мог бы все это дело прекратить по примеру некоторых глав соседних регионов.

Наиболее ярко своего руководителя поддержала зампред Светлана Опёнышева, давно известная своими сильными выражениями. На этот раз всем очернителям экономических успехов области, губернатора, благодаря которому они достигнуты, и его семьи она написала буквально следующее: «Так и хочется сказать – пошли вон из нашего региона, гниды!»

Это дало повод оппонентам в очередной раз повозмущаться словами «наш регион» и «гниды», а также заявить, что, мол, «Опенышева назвала «гнидами» критиков губернатора Сергея Морозова и потребовала от них покинуть регион». Сама Светлана Владимировна объяснила, что назвала «гнидами» только тех, кто пишет ложь о губернаторе и регионе. В целом участники обсуждения сошлись на выводе, что эмоции у региональных политиков сейчас явно перехлёстывают.

Плохие новости

Журналист Сергей Титов (с прошедшим Днём рождения!) провёл расследование и выяснил на условиях анонимности у источника в администрации губернатора, о каком именно портале и каком материале шла речь в публичных обращениях чиновников региона. Претензии были адресованы одному из местных порталов, опубликовавшем свою трактовку и без того крайне популистого и явно предвыборного обращения главы КПРФ Геннадия Зюганова в администрацию президента. По данным источника, в региональное УМВД должно быть направлено заявление в связи с клеветой о членах семьи Сергея Морозова.

Портал «Совершенно секретно» получил эксклюзивный комментарий самого Сергея Ивановича об этой статье: «В материале представлен однобокий и недостоверный анализ текущей действительности в регионе. Несмотря на кризисные явления, регион в полном объёме выполняет все социальные обязательства. Майские указы президента РФ исполняются. В Ульяновской области реализуются принципы адресности, благодаря которым размер материальной помощи увеличен до 2 млн рублей. Также, в нашем регионе одни из самых низких в ПФО показателей безработицы (на втором месте – 0,63%). В некоторых регионах округа она выше в 2,5-3 раза. Ульяновская область достигла своего лучшего результата по безработице по методологии МОТ – 4,3%. Это наш лучший результат за как минимум последние 15 лет.
Непонятно, какими идеями наполнены головы представителей СМИ, которые публикуют совершенно непроверенные факты и какие цели они преследуют. Но я уверен и знаю, что правда, она всегда будет. Как в фильме «Брат»: в чём сила — в правде! А мне скрывать нечего. Я просто работаю ради своей земли, на которой родился, ради своего Отечества и людей, которые в нём живут».

Живые и мёртвые

Информационные баталии проходили на прошедшей неделе между живыми людьми и анонимными «ботами». И отличить их друг от друга бывало очень сложно.

Лидером в условном рейтинге скандальности этой недели стала журналистка Ирина Шайдулина. В своём блоге на Фейсбуке она написала очень страшную историю о самоубийстве в 2003 году шофёра Марины Беспаловой.

Перепечатывая этот рассказ, основанный на словах отца водителя, Дмитрий Камал, напомнил, что именно об этой истории идёт речь в смс-угрозах на имя Марины Беспаловой и её сестры, по которым сейчас ведётся следствие. Камал утверждает, что давно слышал от разных людей в мэрии эту «легенду».

Уже ближе к женскому празднику отдающий фольклором текст про «крёстную мать» и её водителя был напечатан в формате «письмо в редакцию» на одном из местных ульяновских порталов без указания авторства.

Реакция коллег Шайдулиной была хоть и сдержанной, но однозначной – «перебор». Некоторые пользователи социальных сетей, однако, расценили публикацию, как «журналистскую отвагу». Среди них, например, политтехнолог Дмитрий Савчук и пользователь с ником Виктор Корнев.

Немного аналитики

Чтобы подвести итог одной большой теме, о которой написано выше, немного отойдём от формата обзора и позволим себе немного аналитики. Почему тема атак на губернатора стала доминирующей в информпространстве и в обзорных статьях? Всё очень просто – от решения вопроса о том, кто будет первым на регионе, зависит и вся его судьба. Глупо полагать, что это не влияет на обычную жизнь обычных людей. А то, что происходит сейчас в информпространстве, – это попытка повлиять на выбор избирателя. О каком именно избирателе речь, наверняка, все понимают. За нас решают.

Хотелось бы, но не получается согласиться с Олегом Самарцевым, что если притормозить нескольких активных «идиотов», то информационная война, возможно, прекратится. Слишком серьезные ставки. «Идиоты» таковыми только казаться хотят. А двигают процессами серьезные деньги.

И вторая ошибка здесь в гипотезе о том, что борьба происходит внутри региональной элиты. На самом деле регионалов легко могут вслепую использовать внешние силы, заинтересованные в приобретении Ульяновской области. Некоторые уже распределяют места в будущей структуре власти, а другие готовят запасные аэродромы.

И очень жаль, что большинство людей, читая ульяновские новости, выражают позицию «пусть съедят друг друга», вовсе отстраняясь от политики. Пассивное наблюдение-не лучший способ бытия. Чей бы «труп» не проплыл мимо, в информационном потоке не остается места реальную повестку. Если нормальные выборы заточены под решение проблем, то подобная «борьба» приводит только к умножению грязи. И здесь только два пути: либо оставить всё как есть и не ворошить систему, либо говорить о конкретных и актуальных проблемах населения и решать их. Чем заняты среди немногих и мы.

А много ли таких вопросов вы заметили в информповестке последней недели и в нашем обзоре? Мало. Хватит всего двух пальцев, такое вот праздничное состояние.

Зелени-конституцию! Гаражам-землю!

В ЗСО профильный комитет во главе с Тихоновым медленно, но верно доводит до закона вопрос «гаражной амнистии». Вопрос, одной, правда немалой, группы населения (сюда же косвенно, но отнесем и наболевшую проблему парковки на газонах). Однако он из списка того, что лежит неподвижным камнем на дороге очень многих людей, фактом своего хронического существования доказывая только полный «пофигизм» властей. Почитайте, что мы совместно с ЗСО собрали за выходные (и неделю до) по проблеме и согласитесь: такое отношение везде. Везде ларьки, поедающие внешний вид города как рак; отсутствие (как выясняется) парков как понятия, а значит, и доедание немногого оставшегося от общего частным.

Из более медиизированного относительно новой и сквозной для всей недели стала тема экологии. Всё началось с бучи в Инзе из-за выбросов диатомового комбината. Ульяновск эта история задела информационным рикошетом из-за атаки в СМИ со стороны комбината, который сам объявил себя пострадавшим из-за шума в ульяновской прессе.

Одновременно встал вопрос, в насколько чистом по экологии регионе мы живём. Природоохранная прокуратура рассказала о том, что в области серьёзно загрязняются водоёмы, а собственниками участков присваиваются берега. Ничего нового, но проблема не решается.

Также разгорелись споры о том, верить ли местным экологам или общероссийским отвлечённым рейтингам? Сошлись на том, что воздух и природа у нас прекрасные, а загрязнений не так много. Если не считать отдельных населённых пунктов (Красный Яр, например, с его знаменитой горящей свалкой).

Но в качестве проблем неожиданно возникли перспективы развития мусороперерабатывающего бизнеса, постройка сталелитейного завода и скорый запуск шинного производства. Все эти инвестиции повышают нагрузку на окружающую среду, в которой мы живём, что никак не компенсируется ни инвесторами, ни государством. И хоть специалисты по инвестициям говорят, что все новые производства гораздо чище прежних советских, всё же надо признать, что общедоступные ресурсы используются без какого-либо обсуждения с населением.

Разрывы между декларациями и реальностью очень хорошо проиллюстрировали на прошедшей неделе массовые вырубки, одна из которых – в Винновской роще. И пусть виновника – владельца рыбзавода Валерия Элатомцева – как пишут, сразу «взяли за корень», арестовав в обеспечение его Порш, остаётся вопрос о механизме вырубок деревьев и компенсации за них, который бы упреждал незаконные потери зелёных насаждений в черте города. Как бы подтверждая наличие проблемы вслед за одной массовой вырубкой последовала другая, которую мы обнаружили в воскресенье. Ущерб – 4 миллиона, и хоть бы хны.

Ещё более системная проблема вырисовывается в связи с освоением зелёных зон, которые принято называть скверами и парками. Оказывается, можно построить в парке дом, а сквер заложить плиткой или асфальтом. Выясняется, что на бумаге зелёные зоны, кроме редких исключений, не являются ни парками, ни скверами, и правовой статус городской зелени никак не определён. А постройки, которые появляются среди деревьев, не понятно кому принадлежат. Кадастровая информация закрыта, а местные власти привычно играют в «трёх мартышек».

Тема экологии на этой неделе затмила даже тему дорог и ЖКХ, возможно не совсем заслуженно. Других проблем в городе немало. Не обязательно ждать разборок, «уголовок» и посадок, можно же решать проблемы цивилизованным образом. Или Ульяновск ещё не дорос до цивилизации? Будем ждать 2030 года.

Нас спасёт только красота. Красота нашей земли. Красота наших женщин. Так пожелаем же им цвести! С прошедшим 8 марта.