Сергей Поленов
Политика Москвы в Украине и Сирии резко приблизила развал Русской православной церкви (РПЦ), из состава которой стремятся выйти украинские приходы. Шансов на это у них все больше.

Украина – крупнейшая после России каноническая территория РПЦ. Количество ее приходов исчисляется там в тысячах, и они приносят патриархии многомиллиардные доходы. Но после отторжения Москвой Крыма и введения фактического контроля над частью Донбасса Россию возненавидели не только киевские власти и украинские националисты, но и большинство живущих в Украине русских, как раз и являющихся прихожанами церквей РПЦ. Оставаться под контролем Московского патриархата они больше не хотят. И понять это, в общем-то, можно, ведь ситуация у них сейчас примерно такая же, как если бы в годы Великой Отечественной войны на территории СССР работали немецкие церкви. Но тогда не было ни этих церквей, ни самих немцев (на европейской территории Союза), которых депортировали в Казахстан и Среднюю Азию.

Уже несколько лет в Украине действует не зависимая от Москвы православная церковь Киевского патриархата во главе с патриархом Филаретом, включившая в себя часть бывших приходов РПЦ. Однако эта церковь не вполне легитимна, поскольку конклавом поместных православных церквей не признана в качестве самостоятельной, что является препятствием для ее полноценной деятельности. Например, часть совершающихся в ее храмах таинств не считаются подлинными. В связи с этим Филарет добивается благословения дислоцированного в турецком Стамбуле (Константинополе) Вселенского патриархата, и многое тут зависит от позиции Вселенского (Константинопольского) патриарха Варфоломея I. И сирийского фактора, неожиданно вышедшего на православную сцену и превратившегося в фактор, который, как предполагают, во многом и определит внутрицерковный расклад на ближайшие десятилетия, если не столетия.

Дело в том, что патриарх Варфоломей хоть и грек по национальности, но родился в Турции, является ее гражданином, а до посвящения в сан был офицером турецкой армии. Он первый в иерархии духовных православных лидеров, то есть старший из поместных патриархов, и глава РПЦ Кирилл в каком-то смысле его подчиненный. С Москвой в целом и с Кириллом, в частности, отношения у Варфоломея давно уже напряженные. Наблюдатели отмечают, что в 2008 году он приезжал на празднование 1020-летия крещения Руси, но приезжал не в Москву, а в Киев. После же агрессивной риторики Москвы в адрес Турции отношение Варфоломея к России, надо думать, еще больше испортилось.

Нынешним летом на Кипре состоится Вселенский православный собор, модератором которого будет Варфоломей. В повестке дня собора – вопросы веры и обрядов, а также в ней наверняка окажется и вопрос наделения Украинской православной церкви Киевского патриархата канонической самостоятельностью. Ожидается, что руководимый Варфоломеем собор даст на это добро и Филарет станет равноправным с Кириллом патриархом, а украинская церковь – равноправной среди поместных церквей, которых на сегодня насчитывается 16, вместе с украинской будет 17. И тогда все приходы, принадлежащие пока еще РПЦ, перейдут к Киевскому патриархату.

Последствия этого события на сегодняшний день мало кто представляет. Понятно, что верные РПЦ священники будут уволены, а попросту – изгнаны из Украины. Денежная река из украинских приходов перестанет течь в Москву. Но все это может показаться мелочью по сравнению с потрясением, которым будет неизбежная национализация украинским государством Киево-Печерской лавры, принадлежащей сейчас РПЦ. Как производится национализация, Киеву показала сама Москва, одним махом забрав всю украинскую собственность в Крыму. Лавра, между тем, – это душа и сердце русского православия, зародившегося не в крымском Херсонесе, как лживо пытаются представить теперь, а в катакомбах Лавры, где до сих пор покоятся мощи первых русских святых. И что будет Русская православная церковь без всего этого, верующим, думаю, страшно подумать. Еще страшнее – представить.