В комментариях была опубликована ссылка на серьезное исследование, посвященное феномену молодежных группировок. Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН и Российская ассоциация исследователей женской и гендерной истории в 2010 году издали сборник статей под названием «Молодежные уличные группировки: введение в проблематику». Как сообщают во введении авторы, «проанализированы особенности повседневной жизни уличной среды в разных регионах, уделено внимание особенностям построения уличных компаний, уличному имиджу, нормированию поведения; подвергнуты анализу и детали межгрупповых конфликтов». С полным текстом работы можно ознакомиться по ссылке. Ниже предлагаем вниманию фрагмент, посвященный Ульяновску. В нашем городе социолог взял интервью у участника группировки «Чехия» (район Нариманова). Однако описываемая модель, образ поведения и жизни типичны для любой из них. Ульяновск. Чехия. 1999 год 1. Общие сведения. В то время насчитывалось около пятнадцати действовавших уличных групп: Польша, Чехия, Офицерьё, Сапля, Сухаревские, Кузинские, Стародаманские, Пятнаревские, Песковские, Центр-Камаз, Центровские, Воинские, Чеченские. Эти группы нередко враждовали между собой. В группе «Чехия» состояло в активе до двухсот человек, хотя в некоторых группах количество членов доходило до двух тысяч. Это в основном юноши в возрасте от 13 до 19 лет, дети из семей со средним и малым достатком (например, в семьях рабочих заводов, учителей, врачей), а также в неблагополучных семьях. 2. Локализация и повседневность группы. Общие сборы проходили три раза в неделю на стройке, в вечернее время. К таким сборам не допускали девушек и наказывали битьем тех парней, кто не пришел. Данный вид наказания не был слишком суровым (исключались удары по голове). Спортзал посещали регулярно, 2-3 раза в неделю. Общим пристрастием в музыке был шансон, в частности композиции М. Круга. 3. Структура группы. Лидер «Чехии» — Боцман. Являлся «старшим» и приближенным к криминальным структурам. Руководил сборами и вел переговоры со «старшаками» других групп. Обладал умением разрешать возникающие конфликты и пользовался большим авторитетом среди чужих и своих, имел более агрессивный вид и мускулатуру, чем выделялся среди остальных членов банды. Предложенные лидерские качества Сергей выстроил следующим образом (по убыванию): 1) связь с криминалом; 2) агрессивность; 3) умение разрешать конфликты; 4) физическая сила и ловкость; 5) справедливость; 6) деловая хватка. 4. Криминал. Вербовки в ряды криминала не было, хотя старшие имели связь с криминальным миром, некоторые бывали в заключении. Один раз в неделю сдавались членские взносы, которые впоследствии передавали на зону. 5. «Свои» и «чужие» В группе практиковали разводку лохов, которых определяли на улице по внешнему виду. С сексуальными меньшинствами и неформалами не имели дела. Практики денежных поборов по отношению к «не пацанам» нет. Неприязни по национальному признаку нет. 6. Межгрупповые конфликты. Столкновения с другими группировками были редки. Чаще всего конфликт происходил «по пьянке» в кафе: «Из-за всяких мелочей. Цеплялись к словам, в случае раскола забивали стрелу. Намеренно толкали локтем, чтобы развязать драку; смех, провоцирующий на резкие эмоции, вызывающий неприязнь». Такие конфликты не были продолжительными. Иногда происходят и длительные конфликты. В драках «инвалидность и убийства бывают». Возникало противостояние с соседней группой «Офицерьё» с непосредственным участием Сергея. Его дворовые друзья состояли в группе «Офицерьё» и предложили ему перейти к ним, взамен обещая свою «опеку». Но Сергею не хотелось переходить на их сторону. По уличным законам нужно было решить данный вопрос сходкой двух групп, но «стрелка» не состоялась. Постепенно конфликт стихал, и в дальнейшем никаких действий не предпринималось. Обычно все возникающие проблемы решались «старшими» групп и до драки дело доходило редко. Такого рода переговоры чаще всего заканчивались перемирием. Мирный путь разрешения конфликта считался самым приемлемым в группировках, но «беспредел» тоже встречался. 7. Закономерности проведения драки. Сергей отметил, что в драках испытывает «злость», но привычки к дракам у него не выработалось: «Не знаю, не привыкал. Это как увлечение от безделья или просто [чтобы] пообщаться с пацанами». 8. Внешний вид. Чтобы опознавать своих в драке, снимали шапки. Сергей признал, что участникам группировки свойственно определенное щегольство. 9. Пацанские понятия. — трусость при драке или уклонение от драки; — пособничество правоохранительным органам; — проявление агрессии по отношению к девушкам и пенсионерам; — попытки отмазаться от обвинений в случае задержания милицией («я тут случайно оказался») и т.п. Более опытные учат новичков, «как действовать в той или иной ситуации, как отмазываться в милиции и т.п.». Имеют место некие воспитательные методы внутри группы. Хотя Сергей и отметил, что в группе нет ограничений на бесцельную агрессивность, но понятие «беспредел» определил так: «Когда “наезжают” без всякой причины и используют опасное оружие». 10. Гендерные установки и отношения. Половой опыт и опыт любовных отношений у этой группы лиц был очень низок. Мнение девушек в группе мало что решало и чаще всего не принималось во внимание. В пользу девушки говорит ее соответствие «гоповскому» стилю («ей нужно разделять стиль гоповской жизни, походить на него и не отрицать его») и привлекательная, но не вычурная внешность. Избиения девушек и прилюдного секса не допускалось, хотя по слухам, всё же бывали случаи такого обращения («Некоторые бьют, но вроде в принципе нельзя»). Существовали и женские группировки, также выяснявшие отношения между собой («Пионерские» — самая сильная группа, «Монализовские»). 11. Дальнейшая судьба. Состоять в группировке модно, особенно в школьном возрасте. Это большая поддержка со стороны сверстников и старших, защищенность во дворе и даже престиж. Участие в группировке накладывает на подростков определенные обязательства, что объединяет их и укрепляет мужскую дружбу. Интервьюер — Нянюкин Азат Рашидович. ![]() |
|