ГЕОРГИЙ КУЗНЕЦОВ
Ульяновская область продолжает работу над законом о гаражной амнистии.
В понедельник, 14 марта, в стенах областного парламента прошло очередное совещание по разработке регионального закона о гаражной амнистии.
Провели его вице-спикер, председатель социального комитета Законодательного собрания Игорь Тихонов и первый вице-премьер облправительства Александр Чепухин.
На предыдущем совещании представителям Ассоциации ГСК Ульяновской области было поручено составить список претензий по вопросам деятельности ГСК, касающихся всех трех уровней власти – муниципальной, региональной и федеральной.

«Проблем и проблемных вопросов, касающихся всех уровней власти в этой сфере, очень много. Только в Ульяновске с ними сталкиваются около 40 тысяч владельцев гаражей, -напомнил Игорь Тихонов, – а решать их как-то пытаются только председатели гаражно-строительных кооперативов, которым люди делегировали свои полномочия. Поэтому наша задача – кардинально поменять государственную политику в отношении ГСК. Для начала мы попросили их представителей сформулировать главные проблемы».

Самые большие вопросы у ГСК возникают сегодня к власти муниципальной. По словам председателя ГСК «Волна», возглавляющего Ассоциацию ГСК области, Виктора Куприянова, «представители исполнительной власти Ульяновска сегодня просто устранились от решения наших вопросов. Казалось бы, чего проще – отвести один день в неделю для приема в КУГИ четыре часа для членов ГСК? Отказали. (КУГИ и архитектурное управление города ведут прием граждан общим потоком по любым вопросам два раза в месяц по четыре часа. – Авт.) А ведь у нас очень много вопросов, далеко не все из которых исчезнут после принятия закона о гаражной амнистии. Главная проблема – проблема оформления и переоформления договоров аренды земельных участков. В этих документах крайне тяжело разобраться, мы судимся с мэрией и выигрываем. Но пока эти «боевые действия» кажутся бесконечными…».

Как пояснила директор департамента архитектуры и строительства области Татьяна Тарасова, на первой стадии разработки законопроекта было принято решение сначала провести ревизию земель ГСК: у каких кооперативов они уже оформлены, у каких – нет. И только потом смотреть, кому и чем можно помочь. Сама директор и привела конкретный пример. При строительстве проспекта Олимпийского выяснилось, что четыре гаража из близ расположенного ГСК попадают в зону отчуждения и их придется сносить, со всеми соответствующими компенсациями владельцам…
В ответ Куприянов рассказал, что мэрия должна выделить эти гаражи из ГСК, после чего оформить разрешение оставшимся пайщикам. Но этого не делает, в результате чего в подвешенном состоянии оказывается весь кооператив.

В общем, главной проблемой на муниципальном уровне является нежелание разбираться в разнообразной запутанной документации, которой в 80 – 90-х годах прошлого века разрешалось строительство ГСК. Когда такие бумаги выдавали власти всех уровней, а то и предприятия. Когда никто не смотрел на действующее зонирование, и уж тем более не задумывался о зонировании в будущем.

Как отметил Александр Чепухин, понимание, что и как делать в каждом конкретном случае, есть у глав районов города. Возможно, у окружных депутатов. Но ни у тех, ни у других нет полномочий. Так как командовать КУГИ и архитектурным управлением, подготавливающими и выдающими соответствующую документацию, может только городская администрация.
Члены Ассоциации предложили ряд вариантов возможного решения проблемы, но Игорь Тихонов сформулировал более твердо: «Проблему надо выносить на уровень губернатора и создавать при мэрии специальную комиссию, которая будет скрупулезно, пошагово решать вопрос с каждым ГСК. Иначе, разрабатывая на региональном уровне закон о гаражной амнистии, мы утонем в более мелких, но регулярно возникающих вопросах, которые муниципалитетами не решаются». (Кстати, подобная комиссия существует при городской думе, но, как уже было сказано, не обладает необходимыми полномочиями.)

Проблемы, выделенные представителями ГСК на региональном уровне, оказались куда менее значимыми.

Все они упираются в одно. Разработчики закона о гаражной амнистии (в первую очередь, отдел правового обеспечения департамента госимущества и земельных отношений области) просто не привлекают к работе представителей общественности – той самой Ассоциации ГСК. К примеру, только в ходе совещания выяснилось, что проект закона уже передан на правовую экспертизу в администрацию губернатора (10 марта).

Как заявил Тихонов, «проблема в том, что правовую экспертизу надо проводить параллельно с общественной, чтобы уже на ранних стадиях снимать возможные вопросы и чтобы показывать, что чиновники, отвечающие за проект, на самом деле работают, а не пытаются как-то замедлить принятие важного закона. Наша задача – учесть общественный резонанс и общественный эффект от этого закона, от его принятия».

Несмотря на не первую встречу, представители ГСК только вчера задались вопросом: а что ждет тех людей, которые право на землю не оформили, а вот постройка на этой земле официально принадлежит им? Таких, по оценкам Ассоциации, почти столько же, сколько ульяновцев, не оформивших ни землю, ни постройку. (Чуть менее 40 тысяч.)

Юридическая подоплека у вопроса есть. Но, как заверили разработчики, в законе будет четко сказано: все жители области, не оформившие «гаражные» участки до 2005 года (год вступления в силу Земельного кодекса РФ), получат их в собственность бесплатно.

Закончилось совещание претензиями ГСК к федеральному уровню власти.

По сути, она одна. Виктор Куприянов посетовал на отсутствие федерального закона о ГСК и даже на отсутствие каких-либо упоминаний о кооперативах в различных кодексах. «Мы живем и работаем как потребительские кооперативы», – сказал он.

«Мы обязательно инициируем соответствующий закон, – пообещал Тихонов, – но полное моральное право сделать это на федеральном уровне мы получим только тогда, когда примем свой, областной закон о гаражной амнистии. Когда сможем отталкиваться от уже полученного опыта. Думаю, это вполне может сделать уже следующий состав Государственной думы, когда в ней Ульяновскую область будут представлять новые депутаты».