Гигантские долги коммунальных предприятий Ульяновской области поражают своим размахом. Общий объём их задолженности перед гарантирующим поставщиком на начало 2016 года – 723 млн. рублей, за первый квартал нового года задолженность выросла ещё на 100 млн. и составляет 828 (!) млн. руб. Наиболее злостные неплательщики из этого списка: МУП «Майнское городское поселение «ЖКХ Майнское» (28,5 млн. руб.), МУП ЖКХ «Мулловский» (Мелекесский р-н) (13,6 млн. руб.) и другие. Остальная часть – это задолженность городских управляющих компаний таких, как ОАО «ГУК Засвияжского района» (г. Ульяновск) (42,3 млн. руб.), ЖСК «Комплекс» (г. Ульяновск) (16,4 млн. руб.), ООО «ЖЭК» (г. Ульяновск) (14,5 млн. руб.). По сообщению компании «Ульяновскэнерго» прирост задолженности по предприятиям ЖКХ за 2015 г. составил 182,5 млн. руб., а за первый квартал 2016 г. – 109 млн. руб.

«Ульяновскэнерго» неоднократно обращало внимание органов власти и общественности на данную проблему. Но, несмотря на это и ту огромную работу, проводимую по взысканию задолженности за потребленную электроэнергию, ситуация продолжает ухудшаться. Страдает от этого не только сам поставщик, но и вся цепочка от производства электроэнергии до ее транспортировки конечным потребителям. Из-за этого создаются большие проблемы с платежами на оптовый рынок, тормозятся расчёты с сетевыми компаниями, которые, в свою очередь, не могут расплатиться со своими контрагентами. Все это ставит под угрозу надежность энергоснабжения и энергобезопасность региона в целом. К сожалению, это не пустые слова, а реальная оценка сложившейся ситуации.

Но этими вопросами и наведением порядка в сфере ЖКХ никто не озабочен и не хочет заниматься, вместо этого организуются постоянные нападки на «Ульяновскэнерго», оказавшегося фактически один на один с серьёзнейшими системными проблемами, возникшими не по его вине.

В данных условиях компания «Ульяновскэнерго» была вынуждена пойти на такой беспрецедентный шаг, как подача заявлений о банкротстве коммунальных предприятий из-за их огромных долгов. На сегодняшний день в судебном производстве находятся дела о признании несостоятельными порядка 30 управляющих компаний и предприятий жилищно-коммунального комплекса региона. Компания «Ульяновскэнерго» намерена продолжить подобные действия в отношении и других должников, если ситуация с платежами не стабилизируется. Такие шаги, как расторжение договоров поставки электроэнергии с данными предприятиями и перевод жителей на прямое абонирование были предприняты именно для урегулирования ситуации в сфере ЖКХ и недопущению коммунального коллапса. Переход на такую систему расчётов являлся, пожалуй, единственным реальным способом остановить рост задолженности и обеспечить цепочку платежей в энергосистеме региона. Поэтому неоднозначное и очень спорное решение суда, которое признало незаконными данные действия «Ульяновскэнерго», вызывает, как минимум, недоумение. С одной стороны, оно нацелено на то, чтобы защитить интересы жителей, но с другой – совершенно не учитывается тот факт, что в итоге такое решение может привести к коммунальному коллапсу. В результате которого те же самые жители пострадают ещё в бОльшей степени.
Такая проблема существует не только с электроэнергией. Подобным же образом обстоят дела с другим ресурсом – газом, за который тоже растут долги. И так же, как в случае с электроэнергией, должников среди жильцов немного, а основные суммы поставщику задолжали управляющие компании, а так же предприятия тепло- и водоснабжения.

Банкротство предприятий ЖКХ не единственный и не самый лучший способ решения указанных проблем, но один из тех немногих законных инструментов, оставшихся у поставщика электроэнергии для борьбы с неплательщиками. Давно уже назрело то время, когда к разрешению системного кризиса неплатежей в регионе должна подключиться власть, в непосредственной компетенции которой эти вопросы находятся, и имеющая для этого гораздо более широкие возможности и ресурсы.

Функция контроля соблюдения жилищного законодательства – в том числе регулирования деятельности управляющих организаций законодательством возложена на областные и муниципальные власти и органы надзора. В целях ужесточения платёжной дисциплины одновременно нужны и судебные решения о профессиональной дисквалификации всего менеджмента неплательщиков и их выводе с рынка ЖКХ. И, возможно, нужны частные определения в адрес органов власти и конкретных лиц, ответственных за функционирование жилищного хозяйства Ульяновска и области в целом.

Организация принятия и реализации всех этих решений со стороны региональных властей было бы проявлением так необходимого в данной ситуации ответственного государственного подхода к решению системных проблем в энергетике региона. Но пока приходится констатировать факт тотальной управленческой несостоятельности и нарастающего развала жилищно-коммунального комплекса региона. Власть не смущает даже то, что происходит все это в год думских и губернаторских выборов. Возможно, региональные чиновники «проснутся», когда массовое банкротство должников – предприятий ЖКХ станет объектом внимания федеральных властей?