Гостем 54 Международного музыкального фестиваля «Мир, Эпоха, Имена.» стал молодой виртуоз из Италии Лука Стриканьоли, которого называют «гитарной сенсацией».
Честно говоря, собираясь на этот концерт, я не ждал особых откровений. Казалось бы, ну что можно сказать нового в игре на акустической гитаре после таких гениев, как Джимми Хендрикс, Джефф Бек или Эрик Клэптон? Современным гитаристам остается лишь оттачивать свою технику да исполнять произведения, считавшиеся ранее не подходящими для этого инструмента. До этого я совершенно не был знаком с творчеством Стриканьоли, и то, что удалось послушать, признаться, приятно удивило. Ульяновские меломаны лишний раз убедились в том, что потенциал гитары поистине безграничен, и любую мелодию можно исполнить оригинально.

По струнам ногой да по деке ножом
Композиция, с которой началась слава Луки Стриканьоли, – знаменитый хит австралийской группы «AC/DC» «Thunderstruck» («Удар грома»). С нее он начал и свой ульяновский концерт. Присутствовавший в зале один из самых прожженных в городе фэнов австралийцев отметил, что в варианте итальянца боевик звучал неожиданно свежо и непривычно. В своей манере исполнения Лука активно использовал технику «слэп», которая подразумевает, что гитарист заменяет басиста и ударника. Ритм Стиканьоли отбивал прямо по деке своей гитары.

Забойный боевик сменился вдумчивой мелодией – как объяснил Стриканьоли, композицию собственного сочинения «Где-то там.» он посвятил своей покойной бабушке. Энергичные переборы струн заставляли постоянно подстраивать инструмент, и в вынужденных паузах Стриканьоли делился с ульяновцами тонкостями работы над композициями и хохмами из своей гастрольной деятельности.

Еще одним подарком любителям рока стала композиция культовой группы 90-х «Guns n’roses» – «Sweet Child O’ Mine» («Светлое дитя разума»). И вновь гитарист поразил слушателей тем, как можно в одиночку заменить целую команду музыкантов. Дабы воспроизвести звучание соло, ритм и бас гитары, Лука использовал второй инструмент, который был настроен на определенный аккорд. А во время исполнения музыки из фильма Квентина Тарантино «Криминальное чтиво» итальянец отбивал ритм при помощи ножа, играл на гитаре смычком, подобно Джимми Пейджу из «Led Zeppelin», а еще из четырех извлекал аккорды ногами. Подлинный человек-оркестр!

«В плане музыки я монополист!»
– Все, что вы видели и слышали, – мой эксперимент. Я начинал учиться на классической гитаре, но потом мне стало тесно в этих рамках. И начался поиск, я постоянно пробую что-то новое, – объяснил музыкант после концерта и ответил еще на ряд вопросов.

– По какому принципу Вы отбираете композиции для исполнения и долго ли репетируете их?

– Мне нравятся вещи изначально сложные, над которыми приходится поработать. Обычно репетирую композицию до семи месяцев.

– А у самого не было желания собрать свою рок-группу?

– Было, конечно. Но я в плане музыки монополист, не хочу, чтобы другие воровали мои мелодии (смеется). Мог бы сыграть с какой-нибудь известной командой, но только в качестве разового проекта. Постоянно играть вместе я бы не стал.

– В последние годы Вы ведете активную гастрольную деятельность, недавно были в Китае. Остается время для нормальной жизни?

– Одна моя половина хочет постоянно выступать, а другая неумолимо тянет домой (смеется). Мои родители пристально следят за моими успехами, переживают за меня. Думаю, можно будет немного отдохнуть, а затем – снова в дорогу.

– Как-то один великий гитарист сказал, что всю жизнь мечтал исполнить на гитаре «Каприччио» Паганини. А у вас есть такая композиция, сыграть которую было бы наивысшим достижением?

– Скажем так, есть одна вещь у группы «Red Hot Chili Peppers», которую я очень хочу сыграть. Кстати, специально для нее я сейчас конструирую 15-струнную гитару. Думаю, в мой следующий приезд в Ульяновск вы сможете ее услышать.

Даниил Старков