Однако благодаря такому энтузиасту, как Сергей Шаповалов, китайские оздоровительные практики начинают завоевывать у нас своих сторонников.

Сергей Николаевич – создатель и руководитель Международной Академии цигун и тайцзицюань в Ульяновске. Он постигал восточные премудрости в школах и монастырях Китая, привез оттуда за достижения золотые медали и свидетельства. На днях он вновь собирается отправиться учиться в эту страну.

Сегодня мастер Ша, как называют его друзья, отвечает на вопросы корреспондента нашей газеты.

– Сергей Николаевич, что представляет собой сообщество людей, занимающихся цигун в нашем городе?

– Как правило, это люди, у которых возникают трудности с восстановлением своего здоровья обычными медицинскими способами и методами, когда тело отказывается реагировать на медикаменты, но есть желание изменить ситуацию в лучшую сторону. Наши практики – один из вариантов оздоровления. Далеко не факт, что они дают мгновенный результат. Цигун сродни гомеопатии, когда срабатывает накопительный эффект. Благодаря методическому выполнению упражнений человек вдруг обнаруживает, что у него исчезла какая-либо болезнь или плохая привычка.

– Кстати, а сколько человек увлечены у нас этой китайской практикой?

– За три года публичных занятий через наши стены прошло более ста человек. Из них остались с десяток. Дело в том, что нашим людям двигаться лень. Преодолеть ее и привыкнуть к движению непросто. Второй момент, характерный именно для цигун: трудно сосредоточиться во время занятий на своем внутреннем состоянии и начинать его как бы рассматривать со стороны. Из этого состояния покоя, созерцательности и удовольствия от движений и возникает эффект выздоровления, накопления силы,которой вам недостает.

– Расскажите о своем пути к цигун. Знаю, что Вы пришли нему в силу необходимости.

– Врачи мне предрекали уход из жизни в ближайшие год-два, потому что они уже не могли справиться с отказывающимися работать системами моего организма. В это трудное для себя время я познакомился с китайским мастером-целителем Го Синчунем, который сказал мне: «Не сомневаюсь, что ты можешь быть здоровым». В это трудно верилось, но он поднял меня из лежачего положения на ноги. И я решил попробовать изменить свою жизнь. Спасибо супруге, она присоединилась ко мне и помогла благополучно пройти процесс привыкания. Ежедневные занятия, которые, кстати, занимают не очень много времени, привели к тому, что мне, застарелому язвеннику, уже не нужно было ложиться в больницу. Это открытие было потрясением. В 2013 году я, предварительно спросив разрешения у своего китайского мастера, организовал в нашем городе группу оздоровительного цигун. А в 2015 году при УлГУ была открыта Академия цигун и тайцзицюань. Специалисты Академии проводят практические занятия, мастер-классы, семинары и презентации не только в университете, но и во время областных мероприятий – «Поезд здоровья», День пожилого человека и так далее.

– Лекарства теперь совсем Вам не требуются?

– Таблетки всегда рядом, но если вспомнить, что я носил с собой шприц с обезболивающим препаратом, то, что было и что сейчас, – большая разница. Более того, кроме результатов в здоровье и удовольствия от жизни, я начал ощущать, что у меня энергии столько, что не знаю, куда ее девать. Начинаешь придумывать занятия, куда бы ее потратить. Это в мои-то за 50! Вдруг хочется покататься на лыжах со склонов, спрыгнуть с самолета с парашютом, опуститься с аквалангом на дно моря…

– Вы регулярно бываете в Китае. По Вашим наблюдениям, много ли людей увлечены там здоровым образом жизни по сравнению с Россией?

– Мода на движения там охватывает больше населения. Но промышленное развитие вносит свои коррективы: количество занимающихся резко постарело и уменьшилось. Увы, чем выше уровень цивилизации, тем больше возможностей ничего не делать. Тем не менее, по выходным китайцы по-прежнему собираются на площадях, где двигаются, танцуют, общаются. Даже сидячие инвалиды стараются двигать конечностями. Вообще, в Китае, особенно в сельской местности, много позитивно настроенных людей. Так что смысл брать нам с китайцев пример есть.

– Но как совместить два разных менталитета?

– В Китае есть пословица, что китаец начинает заниматься своим здоровьем за 20 лет до болезни. Наши люди придумали к ней концовку: а русский заботится об этом за два дня до смерти. Тем не менее, занимаясь с нашими студентами, я заметил, что они, особенно девушки, уже сейчас думают о своем здоровье в будущем. Что касается совместимости, то цигун можно не называть цигуном, а называть движениями для сохранения здоровья. Главное, чтобы был результат, чтобы с возрастом суставы не хрустели, живот не болел, голова была чистой и ясной и так далее. В цигун есть для этого целый набор инструментов.

– О чем Вы мечтаете в плане продвижения цигун?

– Академия уже заработала авторитет

– сюда приходят люди, знающие, чего они хотят, хотя бы от себя. Теперь я хочу приучить студентов к тому, что цигун

– тема, имеющая право на жизнь. В следующем году – чтобы у части студентов выработалась привычка к регулярным занятиям, и кто-то из них захотел бы стать инструктором по цигун. Мы готовы обучать этому не только ребят, но и желающих взрослых. Следующие шаги

– сделать слово «цигун» обыденным, потом модным, востребованным. И если я дождусь того момента, когда наше национальное здоровье будет улучшаться от поколения к поколению, то поглажу себя по голове и скажу: «В этом есть и мой маленький цигун!».

Беседовала Ирина Морозова

P.S. На фестивале здорового образа жизни мастера по цигун проведут для горожан встречи, «круглые столы», презентации и мастер-классы.

Первый массовый мастер-класс состоится 7 апреля в 13.00 в третьем корпусе УлГУ на Набережной реки Свияги.