Выставка изделий декоративно-прикладного искусства из удивительного по красоте камня, который неофициально окрестили «волжским янтарем», проходит сейчас в музее «Метеорологическая станция Симбирска» Музея-заповедника «Родина В.И.Ленина».

Эта разновидность минерала кальцит лежит у нас чуть ли не под ногами: его месторождение начинается под Симбирской горой у Волги. И хотя подобный камень встречается еще и в Нижегородской области, и в Аргентине, но нигде, кроме как у нас, не обладает столь эффектной расцветкой. Он впечатляет сочетаниями черного цвета с жилами желтых и красноватых оттенков. Встречаются куски с прожилками пирита, гематита, вкраплениями перламутра.

Сформировался симбирский кальцит миллионы лет назад, в те времена, когда в наших краях плескались в мелководном море ихтиозавры, плиозавры и другие доисторические чудовища.

Мастерами камень был открыт на удивление поздно, хотя известен с давних времен. Первое упоминание о нем относится к 1765 году. В рапорте подполковника А. Свечина есть такие слова: «…близ Симбирска на берегу Волги находятся немалой величины черные камни, имеющие желтые проросли, или жилы,которые столь прозрачны и чисты, что по шлифовке малую разницу от янтаря имеют, но. это по незнанию жителей пропадает втуне».

Оценили его лишь лет 30 тому назад. Это произошло после того, как в 1985 году минерал описал исследователь из Ундор Владимир Ефимов и дал ему название «симбирцит».

У большинства ульяновцев он ассоциируется с дамскими украшениями. Но выставка в музее открывает камень с новой стороны. Мастера, чьи работы – их около 20 – представлены в экспозиции, увидели в нем возможности для создания более масштабных и сложных произведений декоративно-прикладного искусства.

Анатолий Кузьмин с увлечением вырезает животных. Впечатляет его триптих с доисторическими чудищами – «Трицератопс», «Ихтиозавр» и «Тирекс». Обращение к ним неслучайно, ведь эти рептилии – «ровесники» симбирцита. Мастер скрупулезен в деталях – передана даже фактура кожи динозавров. Не менее искусно им вырезаны фигуры в движении – бегущий «Медведь» и извивающаяся «Змея».

Анималистикой также занимается Анна Онищенко. Ее черепаху, которая кажется живой, хочется погладить. Такой порыв, кстати, возникает у многих зрителей.

Восхищение вызывает и то, как Анна сумела разглядеть золотых рыбок в цельном куске камня и, не нарушая его целостности, с учетом цветовой гаммы вырезать их барельефы. В другом куске она увидела потенциал для создания шкатулки, сохранив эффектный природный узор на крышке.

Творчество Игоря Шумилкина представлено мозаичной работой «Тетраэдр», которая увлекает игрой с формой, цветом и пространством: неправильная геометрическая фигура с шахматным рисунком создает иллюзию метаморфоз. Это своеобразный ребус в камне.

Резцу Геннадия Катютина принадлежит «Яблоко» из черного ракушечника с вкраплениями из мелких аммонитов, которые похожи на звезды в ночном небе. Это образ живой Вселенной, который вмещает в себя множество тайн, над разгадкой которых еще долго предстоит мучиться человечеству.

Произведения этих и других ульяновских мастеров заставляют говорить о них не просто как о камнерезах, а как о художниках, которые еще удивят и порадуют нас своими творениями в будущем. Куратор выставки «Волжский янтарь» Ирина Шумилкина убеждена, что перспективы в этом плане безграничны:

– С ростом мастерства наших камнерезов и усовершенствованием технологий обработки симбирцита появятся изящные небольшие вещи. Думаю, что скоро мы увидим первые камеи.

Впрочем, есть и более масштабные мечты. Одну тоже озвучила Ирина Шумилкина:

– Все знают про Янтарную комнату. Нам же хочется, чтобы в Ульяновске была создана Симбирцитовая комната. Было бы здорово, если бы у наших художников по камню появился большой проект. Важно ставить перед собой задачу более сложную. Проект мог бы объединить всех мастеров, потому что такое не под силу одному человеку. И для региона это стало бы шагом вперед в плане развития привлекательности как туристического центра. Ведь подобного нет ни у кого! Возможно, идти к этому нужно от создания в Ульяновске музея симбирцита, где Симбирцитовая комната стала бы сокровищницей. Мы пытаемся что-то сделать – пишем заявки на гранты, но пока безуспешно. Может, нашим проектом кто-то из представителей власти заинтересуется?..

Должно быть, исполнить мечту поможет предстоящее вскоре объединение мастеров в общественную организацию – гильдию камнерезов Ульяновска. Сейчас многие из них работают в одиночку. Единым же фронтом легче будет представлять интересы ремесла, формировать фонд работ, проводить выставки.

Не зря говорят: нет пророка в своем Отечестве. Пока творчеством наших энтузиастов-художников больше интересуются за пределами Ульяновской области.

– Когда мы задумали выставку «Волжский янтарь»,- рассказывает Ирина, – то надеялись сначала показать ее в России, однако первое предложение поступило из Казахстана. Мы открыли экспозицию в Уральске, где она вызвала большой интерес. Жители с удивлением узнали, что, кроме уральских самоцветов, есть еще и камни Поволжья, и что они красивы и эффектно выглядят. Были хорошие отклики, и, окрыленные успехом, мы вернулись домой. Благодаря прекрасному музею «Метеорологическая станция Симбирска» мы можем достойно представить нашу коллекцию в родном городе. В сентябре нас зовут в Казань, где мы покажем, кроме того, что увидели ульяновцы, еще и новые свои работы.