Высокопоставленное чиновничество Министерства культуры России подозревается в присвоении десятков миллионов рублей бюджетных средств, но глава ведомства Владимир Мединский как руководил культурой страны, так и руководит.
Воровство казенных денег совершено, по версии следствия, при реставрации объектов культурного наследия, среди которых значатся древняя Изборская крепость под Псковом, Новодевичий монастырь в Москве и Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Схема хищения средств давно известна и хорошо обкатана. Главной ее изюминкой служат контракты на проведение работ и закупка стройматериалов. Контракты оформляются со «своими» фирмами, стоимость и работ, и материалов искусственно завышается, деньги выводятся и обналичиваются. А вскрыли все это в Минкульте оперативники ФСБ.
По ходатайству следствия суд арестовал первого заместителя министра Григория Пирумова, директора департамента управления имуществом Бориса Мазо, руководителей подрядных организаций. В общем, всех тех, кого подозревают в преступном сговоре с целью грабежа. Министр Мединский отреагировал на действия ФСБ и суда сакраментальной фразой: «Для всех нас это настоящий шок». Словом, Мединский как бы вторит персонажу Михаила Боярского в фильме «Старший сын», который в ответ на то, что гость обращается к ним с персонажем Николая Караченцова на «ты», говорит: «А что это Вы к нам на «ты» – мы с приятелем шокированы».
То есть Мединский хочет, вероятно, чтобы общественность поверила, что он, Мединский, ничего о хищениях его подчиненными не знал. Не знал, что в этом замешан даже его ближайший соратник. Не знал даже при том, что речь идет об украденных, как минимум, 50 миллионах рублей. Не о 50 тысячах, а миллионах! Люди, которых он каждый день видит, совещается с ними на оперативках, замышляют похитить эти десятки миллионов, и он не в курсе? Уж не знаю, какие идиоты в такое поверят, ведь первое лицо ведомства – это, как правило, распорядитель финансов, и мимо него не проскочит ни один рубль. Не проскочили мимо Мединского, вероятно, и эти 50 миллионов. Во всяком случае все проскочить мимо не могли.
И как тут не вспомнить мудрейшего Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, заметившего как-то, что если в России заговорили вдруг о патриотизме, знай, где-нибудь воруют. В самый корень смотрел – большего патриота, чем министр Мединский, ни в сказке обсказать, ни пером описать. Он давно уже перерабатывает историю России в патриотическом духе, вымарывая из нее то, что в эту канву не укладывается. Пишет, собственно, новую историю. За счет бюджета Минкульт финансирует патриотически ориентированные фильмы и лишает поддержки кино, патриотизмом не сверкающее, просто честное кино, скажем так. Мединский изгнал со своих постов руководителей целого ряда крупнейших учреждений культуры страны – театров, музеев и библиотек, профессионалов до мозга костей. Руководители ему потребовались, похоже, такие же, каким он сам является историком.
Но он все-таки министр! Допустим, самое смешное, что о похищениях он действительно не знал и в них не участвовал, но твоя же команда-то попалась. Лично я думал, что уж министр-то культуры немедленно подаст в отставку, посчитав для себя невозможным возглавлять ведомство дальше. Однако Мединский, похоже, не министр культуры в общецивилизационном смысле, а министр такой культуры, какую он и олицетворяет в этой позорной ситуации. Если кому-то нравится называть эту культуру патриотической, пусть будет патриотическая.
Сергей Поленов