Ульяновск посетил и проехался по его улицам Михаил БЛИНКИН, директор Института экономики транспорта и транспортной политики, профессор Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского. Он поделился своими наблюдениями и рекомендациями на встрече с руководством города.
Естественно, в разговоре об организации транспортного потока невозможно было обойти вопрос состояния дорог. Федеральный эксперт высказал профессиональное мнение, раскритиковав общественников, которые зачастую без знания дела спешат обвинить в плохом состоянии дорог коррупцию.

– «Безобразие, воруют, не чинят! В прошлом году ремонтировали, а в этом – асфальт уже смыло весной вместе со снегом!». Довольно часто приходится слышать такое от не очень грамотных общественников, которые не разбираются в вопросе. На самом деле это то, что называется переходом через ноль. По своему исходному физико-математическому образованию я очень хорошо понимаю, что это такое. Переходы через ноль действуют на дорожное покрытие, как перегибы на проволочку. Вот раз согнули, два, туда-сюда, пять раз согнули – и проволочка сломалась. Так же и с дорожной конструкцией. От этого у нас после зимы и появляются все эти ямы, – объяснил Михаил БЛИНКИН.

Свои рекомендации эксперт начал с очевидных вещей о том, что Ульяновск спроектирован еще в СССР, ориентируясь на устаревшие параметры. Не хотелось бы никого разочаровывать, но по советским параметрам спроектирована лишь часть нашего города, в основном же улицы были заложены еще в царское время и рассчитаны на передвижение лошадиных упряжек и телег.

– Нужно вести научно-исследовательские работы. Нам нужны новые технологии ремонта. Нужны государственные инвестиции в науку, – считает профессор.

– Также на государственном уровне надо ужесточить требования к организациям, которые этот ремонт делают. Это поможет ремонтировать дороги по гарантии. А сейчас не найти подрядчиков уже через год…

Капитального ремонта дорог в Ульяновске, впрочем,не было уже очень давно, и содержание их значительно недофинансировано. Сегодня капремонт одного километра дороги стоит примерно 40 млн. рублей, а у нас в год на все дороги город выделяется всего 300 млн. рублей. Этого явно недостаточно, ведь протяженность дорог в Ульяновске более чем приличная, город широко раскинулся, из-за чего плотность населения низкая – 1 тыс. человек на квадратный километр (для сравнения: в Самаре – 2,3 тыс. чел/кв. км, в Нижнем Новгороде – 3,1 тыс. чел/кв. км).

– Планировка наших городов изначально была рассчитана на движение общественного транспорта и небольшое количество личных автомобилей – где-то 60 автомобилей на 1000 жителей. А по факту сейчас в Ульяновске на то же количество жителей приходится 270 авто, и, судя по опыту других городов, рубеж в 300-400 автомобилей будет успешно преодолен в скором времени. Город столько не вместит, – сказал Михаил БЛИНКИН.

– Но это не значит, что надо наступать на ноги человеку и запрещать покупать машины. Это глупо и невозможно! Надо просто, чтобы ежедневные трудовые поездки совершались на общественном транспорте.

Однако человеку, привыкшему к личному транспорту, к комфорту в салоне, где приятная музыка, чисто, ароматизатор воздуха, никто не мешает, и ему трудно будет пересесть в старый и не всегда опрятный общий вагон трамвая. Повышение комфортности общественного транспорта отчасти позволит решить эту проблему.

– Кроме того, есть еще один момент, в городе ведь действуют не только муниципальные, но и частные перевозчики – так называемые маршрутки. Я не являюсь противником этого вида транспорта, но… Маршрут-то у них известен, а вот расписание – какое там! – как заполнилась маршрутка, так и поехал. Это должно быть сильно переформатировано под городской контракт. Никто не говорит, что частные перевозчики не нужны, они везде есть, в любом городе мира, но везде они подчиняются единому формату, связанному с организацией перевозок, с тарифно-билетной системой и т.д. Я как горожанин не должен задумываться и разбираться, какой это транспорт – муниципальный или частный, вот у меня есть проездной билет, и он должен действовать везде: могу сесть в любой общественный транспорт и поехать. Эта унификация абсолютно необходима, и город Ульяновск придет к ней рано или поздно,- прокомментировал профессор.

По его мнению, будущее у любого города, в том числе Ульяновска, за общественным транспортом, причем именно рельсовым. Конечно, это должен быть уже модифицированный и более комфортный транспорт, но, тем не менее, давно нам знакомый – трамвай.

– Мы общались с профессором Высшей школы урбанистики Михаилом Яковлевичем Блинкиным. Обсудили с ним возможности решения проблем общественного транспорта Ульяновска, перспективы его развития. По мнению эксперта, опыт всех крупных городов показывает, что электрический рельсовый транспорт – это основа, будущее городских пассажирских перевозок. Трамваи обладают большим эксплуатационным ресурсом, двигаясь по отделенным от автодорог путям, они способны решать вопросы транспортной безопасности муниципалитетов, – прокомментировал Глава администрации Ульяновска Алексей ГАЕВ. – Мы должны предоставить гражданам возможность добраться до нужной точки города при помощи общественного транспорта. Необходимо внедрять единый билет на все его виды: автобусы, троллейбусы, трамваи и даже маршрутки. Использовать IT-технологии, привязывая расписание движения и маршруты к мобильным телефонам, разрабатывая соответствующие приложения. Естественно, мы должны обновлять и сам подвижной состав. Человек должен знать, что, совершая поездку, он платит либо как пассажир, либо как налогоплательщик.

Вместе с профессором в Ульяновск приехал ведущий сотрудник его института наш земляк Егор МУЛЕЕВ, который подарил Главе администрации свою книгу о проблеме организации парковок автотранспорта.

– С интересом прочитаем и используем в нашей работе на благо ульяновцев! – пообещал Алексей ГАЕВ.

Алексей Николаев