Правительство России подготовило законопроект, исключающий управляющие компании из цепочки платежей за жилищно-коммунальные услуги. Предполагается, что потребители будут оплачивать услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям.

Словом, на федеральном уровне хотят ввести то, что начало практиковать у нас в области ОАО «Ульяновскэнерго», расторгнувшее договоры энергоснабжения с целым рядом управляющих компаний (УК) региона. Поводом к денонсации договоров, как не раз уже сообщалось, послужили огромные долги УК за ресурс. И поскольку УК, собирая с жильцов плату за электроэнергию, поставщику эти деньги не переводят, их из цепочки пришлось исключить.

Долги исчисляются сотнями миллионов рублей, и перевод потребителей на прямое абонирование был вынужденной мерой, говорят в «Ульяновскэнерго».

Этот же аргумент приводит в качестве основного в планируемом изменении схемы движения средств от потребителей к поставщикам и правительство страны. Долги за услуги ЖКХ в основном скапливаются на счетах фирм-посредников, «зачастую аффилированных с местными властями», paccказывает gazeta.ru. «Такие компании банкротятся, на их месте создаются другие, а миллионные долги остаются, что не позволяет энергетикам ремонтировать и обновлять мощности».

Согласно документу, разъясняет издание, «договоры ресурсоснабжения будут заключаться поставщиками непосредственно с собственниками помещений в многоквартирном доме. При заключении договора интересы собственников будет представлять лицо или организация, осуществляющая управление многоквартирным домом. Но плата за «коммуналку» будет в таком случае осуществляться на счета ресурсоснабжающих организаций, а не в управляющие компании и ТСЖ. Показания приборов учета также должны будут передаваться в ресурсоснабжающую организацию, если собственники жилья в многоквартирных домах решат делать это напрямую. В то же время у жильцов сохранится возможность платить и в жилищную организацию, управляющую домом, если та получит согласие от поставщика ресурсов на прием платежей».

В Минстрое РФ прокомментировали нововведение. «Исключение из маршрута оплаты коммунальных услуг посредника – управляющей компании – позволит завершить процедуру очистки рынка от недобросовестных УК, бизнес-модель которых предусматривает не столько управление домами, сколько воровство денег, перечисляемых потребителями. Для добросовестных УК никаких негативных последствий законопроект не несет», – сказал заместитель руководителя ведомства, главный жилищный инспектор РФ Андрей Чибис.

Как показывает практика, осуществляемые «Ульяновскэнерго», а по его примеру и некоторыми другими ресурсниками жесткие, но, следует признать, последовательные и, видимо, оправданные в данных условиях действия по наведению порядка с платежной дисциплиной полностью соответствуют логике федеральной власти, обратившей внимание на ситуацию, когда задолженность достигла размеров, реально угрожающих надежности и безопасности функционирования всей энергосистемы. Просто отмахнуться от этого и не замечать системную проблему стало невозможно, федеральные чиновники наконец-то осознали, что дальнейшее бездействие грозит еще более серьезными последствиями и неминуемо приведет к энергетическому коллапсу в масштабах всей страны.

Этого можно было избежать или, по крайней мере, существенно снизить остроту проблемы, если бы региональная власть на местном уровне своевременно приняла ряд так необходимых решений. Ресурсники неоднократно призывали к этому, но, не дождавшись со стороны местных чиновников никакой помощи, вынуждены были в кризисный момент действовать самостоятельно.

Пока местные чиновники играли в молчанку и выжидали «у моря погоды», поставщики расторгали договоры поставки энергоресурсов с проворовавшимися управляющими компаниями, больше напоминающими собой «черные дыры», в которых на протяжении многих лет бесследно исчезают деньги граждан, исправно оплачивающих потребленные энергоресурсы, и переводили потребителей на прямое абонирование. Законность таких действий на примере «Ульяновскэнерго» была признана решением арбитражного суда.

Находит на федеральном уровне поддержку и идея дисквалификации менеджмента обанкротившихся компаний. Участники рынка на уровне Федерации формулируют это как предложение введения запрета для учредителей обанкротившихся ТСЖ и УК вновь создавать компании в сфере управления жилым фондом.

Другая проблемная ситуация – плата за ОДН, что неизбежно и, в общем-то, понятно любому здравомыслящему человеку – потребленный ресурс должен оплачиваться. Если бы управляющие компании, чиновники всех мастей, псевдоэксперты местного «разлива» и все, от кого зависит обеспечение энергоснабжения и самочувствие граждан, проживающих в многоквартирных домах, в соответствии с духом и буквой закона были более ответственны и занимались бы разъяснением всех аспектов данной проблематики и реальным энергосбережением, не спекулировали на этой действительно болезненной для граждан теме, то проблемы не существовало бы по определению. Но, видимо, написанную более двухсот лет назад басню Ивана Крылова «Лебедь, Рак и Щука» мало кто читал, поэтому «воз и ныне там».

Ресурсники надеются, что федеральная власть будет более последовательна и более ответственна, чем местное чиновничество, и предложит в интересах большинства граждан оптимальное решение.

Алексей ЧЕРНОВ

в газете на правах рекламы