Ульяновцы, требующие приостановки строительства жилого комплекса «Пионер-парк», в понедельник перекрыли движение по улице Кирова. Масштаб бедствия тем временем расширяется – пополз волжский склон в районе филармонии.
Перекрыли улицу
Очередной сход, в котором в понедельник, 11 апреля, приняло участие около двухсот горожан, начался у стройплощадки «Пионер-парка», на которой, несмотря на продолжающийся оползень, по-прежнему возводится 24-этажный жилой комплекс. На встречу пришли глава Ульяновска Сергей Панчин, сити-менеджер Алексей Гаев и их многочисленные замы. Чиновники в который раз принялись убеждать участников схода, что стройка никакого влияния на оползень не оказывает. При этом на вопрос собравшихся о том, будет ли приостановлено строительство хотя бы на время проведения государственной экспертизы проекта, Гаев ответил: «Стройка если и будет остановлена, то только по решению суда».

Жители домов по улице Минаева, 13,15 наперебой рассказывали, что разломы в грунте происходят и на самой стройплощадке, но строители попросту засыпают их землей или закрывают забором. Проживающие в частных домах по улице Каштанкина, в свою очередь, заявили, что склон продолжает ползти и обрыв все ближе подбирается к жилью.

Чиновники заявили, что на дома установят маячки и пробурят в огородах скважины для изучения геологии. Жителей же многоквартирных домов заверили, что им вообще ничего не угрожает.

Участники схода, впрочем, чиновникам не поверили и решили спуститься к месту оползня, однако на пути у толпы встали сотрудники полиции, заявив, что внизу – опасная зона и находиться там небезопасно. «Руководство города нам сейчас заявило, что нам ничего не угрожает. Вот мы и хотим посмотреть, так ли это?» – напирали люди. В итоге полицейские согласились пропустить группу в несколько человек. Вернувшись, они рассказали оставшимся, что «картина на самом деле страшная» и «земля продолжает съезжать».

В очередной раз услышав от чиновников отказ в просьбе остановить стройку, люди решились на отчаянный шаг – дойдя до остановки «Речной порт», несколько десятков человек перекрыли проезжую часть по улице Кирова.

Подоспели сотрудники ОМОНа, полицейские призывали протестовавших освободить проезжую часть, но те оставались непреклонными, пропуская лишь автомобили «Скорой помощи». Дорога оставалась перекрытой в течение часа. С наступлением темноты протестующие разошлись, договорившись встреться еще раз сегодня у Дома техники в 18.00.

Провоцируют оползень
Каждый сход, несмотря на участие первых лиц города, порождает еще больше вопросов у местных жителей, боящихся остаться без жилья. Независимые эксперты продолжают настаивать на остановке стройки и заявляют, что неумелые действия властей провоцируют новые подвижки грунта.

По итогам субботнего схода местные жители потребовали от властей и застройщика (КПД-2) в течение двух дней остановить стройку до получения результатов независимой экспертизы проекта. Накануне на дверях подъездов близлежащих домов инициативной группой были расклеены объявления об очередном сходе, которые неизвестные тут же сорвали. Несмотря на это, у Дома техники собралось вдвое больше людей. Все они могли убедиться, что стройка, несмотря на то, что ниже по склону земля продолжает оседать, как и прежде, ведется – в три смены, включая ночную.

– Склон, который сейчас ползет – насыпной, то есть искусственный, и потому очень опасный. В основе его глина, которая активно насыщается водой и очень неохотно ее отдает, – выступил Владимир Лукоянов, в советское время работавший заместителем председателя облисполкома по строительству. – Крупные, подобные нынешнему, оползни здесь происходили в 1916-м и 1956 годах. После второго случая в городе было создано мощное противооползневое управление, которое производило необходимые работы и постоянно отслеживало косогор. Потом все это было похоронено. Да, в начале 70-х годов были построены Дворец пионеров и библиотека, но все это облегченные конструкции, малоэтажные. К тому же строительству предшествовали серьезные работы по укреплению склона и созданию дренажа – под объектами целые лабиринты туннелей. Нынешнее же безумное строительство 24-этажного комплекса, насколько мне известно, начато без каких-либо изыскательских работ, на авось.

Выступавших постоянно пытались перебивать несколько молодых людей – специально присланных провокаторов, как решили пришедшие. К чести сотрудников полиции, им удавалось предотвращать возникновение открытых конфликтов.

– Власти заявляют, что дренажная система склона работает. Ничего подобного! – взяла слово жительница одного из частных домов по улице Каштанкина. – В наших погребах вода стоит весной и осенью. Теперь мы видим, как земля уходит у нас из-под ног, оползень стремительно подбирается к нашим домам. Наше жилье не застраховано, поэтому мы, если останемся живы, можем оказаться вместе с детьми на улице. Оползнем разрушена канализационная система нашего микрорайона, поэтому стоки, мало того, размывают склон, так еще грозят вспышкой какой-нибудь заразы. В такое положение нас поставили власти, дав разрешение КПД-2 на застройку склона.

Появившийся вскоре глава Ульяновска Сергей Панчин в очередной раз озвучил официальную , версию причины оползня:

– Была очень теплая зима, грунт не промерз, а все время активно насыщался влагой.

На вопрос участников схода о том, будет ли остановлено строительство жилого комплекса «Пионер-парк», Панчин ответил отрицательно.

– На сегодня есть заключение трех специализированных институтов страны о том, что стройка на оползень не влияет, – слова чиновника потонули в неодобрительном гуле собравшихся.

Каким образом за три дня и кто конкретно смог сделать такие выводы – все эти вопросы так и остались без ответа. Зато выяснилось, что застройщик положительное заключение экспертизы получил от негосударственной иногородней компании – некой частной чебоксарской фирмы, которая, решили участники схода, совершенно не вызывает доверия.

Глава города в итоге так и остался неуслышанным и вынужден был уйти в сопровождении охраны.

По словам почетного разведчика недр РФ Ивана Мирошникова, более 50 лет наблюдавшего проблемный склон, нынешние действия городских властей, вывозящих сползающий грунт у железной дороги, лишь активизируют оползень.

– Движущейся массе нужен упор, которым могла бы стать насыпь железной дороги, но они убирают землю. До тех пор, пока весь этот массив не сползет и не упрется в железную дорогу, в полотно, он будет двигаться понемногу. Активизировать оползень может дождь. На стройке, как минимум, надо остановить забивку свай, хотя бы заменить их на буро-набивные, и сделать дренаж. Полностью стройку, видимо, не остановят. Это, конечно, плохо, – рассказал он.

По прогнозам синоптиков, осадки в городе выпадут 15 апреля. По информации комиссии по ЧС, площадь оползня составляет около девяти гектаров. При этом движение земляных масс продолжается. Прибывший из Москвы главный инженер «Проектно-изыскательского института Гипрокоммунстрой» Владимир Кукушкин подтвердил серьезность положения.

– Нанесен серьезный ущерб автомобильной дороге, под угрозой железнодорожное полотно, -отметил он. – Есть опасность, что вода из штольни будет поступать на склон, увлажнять его и усугублять процесс, поэтому сейчас необходимо максимально осушить оползневые массы. Если же пойдет дождь, вода попадет в многочисленные трещины склона. Тогда последствия вообще будут непредсказуемыми.

В настоящее время подходы к месту оползня оцеплены сотрудниками полиции. В нескольких метрах от стройплощадки висит знак «Опасная зона». За оградой, однако, продолжают работать краны, тяжелая техника.

Филармония трещит

В понедельник утром оползень произошел на волжском склоне в районе здания филармонии. Территория принадлежит комплексу «Ленинские горки» и зимой используется в качестве горнолыжной трассы. За несколько часов грунт на участке в несколько десятков квадратных метров сполз в направлении старого моста через Волгу на 10-15 метров, на спуске образовалось несколько разломов.

Чтобы не допустить неконтролируемого схода грунта, было принято решение демонтировать тросы с опор фуникулера, однако движение земляных масс продолжилось. Угрозы для легковой «восьмерки», по мнению чиновников, нет, поэтому движение по ней перекрываться не будет.

Генерапьный директор ЗАО «Ульяновск ТИСИЗ» Сергей Трибунский отметил, что на «Ленинских горках» сполз навезенный ранее грунт, поэтому большой опасности произошедшее в себе не таит.

Однако побывавшие на месте независимые специалисты опровергли его версию. Они обратили внимание на стенку верхнего обрыва, который является классическим срезом почвы, сформированной десятилетиями (гумус наверху, подстилающие породы внизу). Насыпной же грунт — это однородная масса.

Если это так, то оползень всерьез угрожает стащить здание филармонии, расположенное ближе всего к обрыву. Краевед Сергей Петров рассказал, что работники учреждения периодически слышат треск в перекрытиях строения.

Дмитрий МИНАЕВ