На совещании региональной КЧС (комиссии по чрезвычайным ситуациям) 12 апреля были определены причины возникновения оползня на Волжском косогоре и объемы финансирования по устранению его последствий. Стоимость восстановительных работ, по предварительным оценкам, может составить около 3 млрд. рублей.

Напомним, 5 апреля на спуске к Императорскому мосту из-за подмыва грунтовых вод провалился асфальт, в дорожном полотне появилась трещина. Городские службы оперативно подготовились к устранению аварии и даже приступили к снятию верхнего слоя, чтобы произвести ремонт дороги. Однако вечером того же дня движение грунта продолжилось и провал увеличился до 100 метров в длину и полуметра в ширину. Региональное управление МЧС сообщило о чрезвычайной ситуации.

15-04-2016

Самая тяжелая была ночь на 6 апреля, когда оползень начал активно двигаться по ложбине между спуском Степана Разина и спуском Минаева. Масштабы обвала составили порядка девяти гектаров, сползли не только дорожное полотно грузовой «восьмерки», но и световые опоры, которые находились под напряжением, стоянка, гаражи. Как затем сказали специалисты, обследовавшие косогор: все произошло в границах аналогичного оползня 1959 года. Самое опасное, что оползневые массы приблизились к железной дороге, в связи с чем сотрудники РЖД экстренно начали проводить работы по укреплению путей и откачке талых вод. С помощью спецтехники от железнодорожной насыпи было вывезено порядка 16 тыс. кубов грунта – всего самосвалы совершили 1372 рейса, и эта работа продолжается.

Оползень продолжал двигаться 7 и 8 апреля, затем специалисты сообщили, что ситуация стабилизировалась.

С первого дня чрезвычайной ситуации все руководители города и области лично организовывали и контролировали проведение мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий оползня. По распоряжению главы региона Сергея Морозова была сформирована комиссия по предотвращению последствий оползня, которую возглавил председатель городской КЧС, Глава города Ульяновска Сергей Панчин.

Также была создана рабочая группа, куда вошли эксперты высокого класса, такие как генеральный директор ЗАО «Ульяновск ТИСИЗ» Сергей Трибунский и приехавший из Москвы главный инженер ООО «Проектно-изыскательский институт Гипрокоммунстрой» Владимир Кукушкин. Со стороны РЖД оползень также исследовал и.о. главного инженера Куйбышевской железной дороги Андрей Здебский, который имеет опыт устранений последствий оползня на Кавказе. По итогам своего исследования эксперты составили заключение, где казали, что движение оползня №421 в районе спусков Степана Разина и Минаева произошло в результате перенасыщения влагой грунта.

– По заключению специалистов, никакие посторонние воздействия на сегодняшний день к оползню не имеют никакого отношения, а жилой комплекс «Пионер» является не отягощающим, а наоборот, укрепляющим этот склон, потому что сваи уходят на глубину порядка 25 метров, – отметил Глава города Сергей Панчин.

К слову, такие же сваи экспертная группа предлагает использовать для устройства эстакады, которая является одним из вариантов восстановления грузовой «восьмерки».

Речь идет о строительстве высотного жилого здания на ул. Минаева, рядом с которым недавно собирались граждане и даже перекрывали движение транспорта, требуя остановки работ. Дело в том, что ситуацию с оползнем в угоду своим интересам попытались использовать отдельные политические силы для создания и нагнетания истерии вокруг аварии, привлекая и призывая граждан к месту ЧС. По данному факту ведется проверка, организаторов и зачинщиков уже вызвали в полицию для выяснения обстоятельств. Место оцеплено, к охране привлекаются даже добровольные дружинники, которые стараются предостеречь людей от проникновения на территорию оползня, так как это опасно. Зевак и подростков сюда влечет желание поглазеть.

– На протяжении уже более 100 лет за спуском ведется наблюдение. В течение этого времени зафиксировано около 10 случаев техногенных происшествий. Мало кто знает, но грузовая «восьмерка» уже была разрушена в 60-х годах. Сегодня опять происходит обрушение. Аналогичные ситуации с учетом плохих погодных условий зафиксированы в ряде других субъектов Российской Федерации, которые находятся на Волге, – сказал Сергей Морозов.

Более того, 11 апреля в середине дня грунт тронулся еще в другом месте Волжского косогора – на горнолыжном комплексе «Ленинские горки». Здесь масштаб оползня в разы меньше. И в отличие от грузовой «восьмерки», где происходят старинные и глубинные оползневые процессы, на месте «горок» сползает насыпной пласт, появившийся тут сравнительно недавно при устройстве спуска. По мнению экспертов, движение грунта вызвано переизбытком влаги, которая скопилась на территории города, и сейчас устремилась к склону.

По информации администрации Ульяновска, на данный момент на оползневом участке грузовой «восьмерки» продолжаются работы по вывозу грунта и откачке воды, организовано круглосуточное дежурство спасателей. На территории комплекса «Ленинские горки» также организовано круглосуточное наблюдение и ведется демонтаж канатной дороги. Работа железнодорожного транспорта осуществляется в штатном режиме, введено ограничение скорости на участке оползня.

По словам Сергея Панчина, в настоящее время ведется наблюдение за ситуацией от Президентского моста до поселка Винновка. На сегодняшний день на грузовой «восьмерке» подвижек грунта нет, жителям ничего не угрожает. На случай обострения ситуации организовано развертывание двух пунктов временного размещения населения – гостиницы «Волга» и «Октябрьская».

По состоянию на 13 апреля, специалисты продолжали фиксировать поступление грунтовой воды, днем силами городской поисково-спасательной службы с помощью мотопомп и пожарных рукавов с тела оползня было откачано небольшое озеро. По информации администрации Ульяновска, верхняя часть склона стабилизирована, угроза расположенным на прилегающих улицах жилым домам отсутствует.

Илья Антонов