Областное правительство рассчитывает на помощь федерального бюджета при ликвидации последствий оползней и восстановлении волжского склона.

Оползневая активность в Ульяновске в 2016 году спровоцирована природным факторами. По мнению экспертов, в результате дождей почва была переувлажнена, что и привело к подвижкам грунта. Об этом же говорят первые результаты экспертиз, проведенные специалистами институтов «Ульяновск ТИСИЗ», «Гипрокоммунстрой» и «Гражданпроект».

По словам бывшего главного геолога Симбирской геологоразведочной экспедиции Евгения Бондаровича, высокий правый берег Волги на всем протяжении от Ундор до Ульяновска и Сенгилея ползет ежегодно: «В 2016 году оползни спровоцировала погода, грунт был перенасыщен влагой, а водоотводные штольни были забиты и не справились с количеством воды. Кроме того, с каждым годом увеличивается нагрузка на склон».

В свою очередь генеральный директор ЗАО «УльяновскТИСИЗ» Сергей Трибунский, отметил, что оползни являются нормальным природным процессом.

«Что же касается грузовой «восьмерки», она была построена почти 60 лет назад и совершенно не рассчитана на то количество машин, которое по ней проходило. Тогда для грузового транспорта из Речного порта был предусмотрен выезд на улицу Локомотивную, — отметил Трибунский. — В последние годы им большегрузы пользуются все реже. Кроме того, когда ее запускали в 60-х годах прошлого года, дренажную систему до конца не доделали. Сейчас работа на склоне идет ежедневно, главное, не допустить грунт до железной дороги. Что касается склона Милановского, то он ежегодно в результате выветривания теряет 2−3 метра».

Как сообщалось, 20 апреля режим ЧС введен в Ленинском районе, где на улице Любови Шевцовой зафиксирован обвал грунта на площади 950 квадратных метров. Кроме того, с 5 апреля 2016 года в Железнодорожном райое Ульяновска остановлен режим ЧС, где из-за подмыва талыми водами на грузовой «восьмерке» спуска Степана Разина обрушилось дорожное полотно на протяжении 100 метров. Спустя еще пару дней поехал склон на «Ленинских горках».

С 5 апреля ситуация с оползнями в Ульяновске находится на контроле у врио губернатора Сергея Морозова. По его поручению в первые же часы после случившегося на ликвидацию последствий оползня на спуске Степана Разина были направлены все службы жизнеобеспечения. В регионе был создан оперативный штаб, в состав которого вошли представители ОАО «РЖД», дорожных служб, экологических ведомств, МЧС, УМВД России по Ульяновской области. План мероприятий по устранению последствий оползня и отчет о проделанных работах был одобрен главой МЧС РФ Владимиром Пучковым.

Кроме того, по поручению Морозова будет проведена независимая экспертиза, на которую может потребоваться несколько месяцев. В настоящий момент идет работа по поиску проектной организации обладает допуском к проведению таких работ и имеет в своем штате сотрудников с необходимой квалификацией.

Также по поручению врио главы региона начаты мероприятия по переселению жителей из оползневой зоны в северной части Ульяновска. В областном правительстве определяют объём средств, необходимых на данные цели.

Поскольку работы по ликвидации последствий таких крупных оползней требуют серьезных финансовых затрат, региональное правительство рассчитывает на помощь федерального бюджета в решении этой проблемы. Работа по привлечению дополнительных средств идет на всех уровнях власти. По предварительным оценкам, только стоимость восстановительных работ в районе грузовой «восьмерки» оценивается в сумму около 3 млрд рублей.

В частности, врио губернатора уже провел встречи с депутатами Государственной думы от Ульяновской области Владиславом Третьяком и Вадимом Харловым. По итогам встречи было принято решение направить депутатский запрос на имя премьер-министра Дмитрия Медведева о выделении средств из резервного фонда правительства РФ. Кроме того, средства на ликвидацию последствий оползней в Ульяновске могут быть выделены региону в рамках федеральной программы по берегоукреплению.

Кроме того, свое обращение к Медведеву с просьбой выделить необходимые средства на восстановление волжского склона направили депутаты Законодателного собрания Ульяновской области.

Тем временем работы в районе оползня на грузовой «восьмерке» продолжаются, в круглосуточном режиме дорожные службы вывозят грунт с языка оползня. Проезд по «восьмерке» закрыт. Расположенная в непосредственной близости железнодорожная ветка работает без перебоев, безопасности движения поездов оползень не угрожает. Он удерживается на расстоянии порядка 50 метров от железнодорожного полотна. Ежедневно в районе оползня осуществляется мониторинг ситуации, в том числе в районе жилых домов, находящихся на правой стороне материковой части оврага.

По словам заместителя председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Ульяновска Сергея Демидова, в районе бровки склона, выше автодороги идёт обустройство двух веток дренажа, которые будут отсекать поверхностные и находящиеся в нижних слоях земли воды со стороны улицы Железной Дивизии и направлять их в действующую ливневую канализацию. Продолжается перекачка воды из колодцев, Аптской штольни и подземных линз в штольню «Город-порт-мост».

Оползневая активность на правом берегу Волги в Ульяновске наблюдается на протяжении многих десятилетий. Одним из самых крупных стал оползень в 1915 году во время строительства первого моста через Волгу. Огромные пласты земли повалили несколько аркад быков моста.
Сильные разрушения принесли городской инфраструктуре оползни 1945, 1955, 1957, 1979 годов. В частности, в 1955 году в результате оползня вышло из строя более 700 метров железнодорожного полотна, после оползня 1979 года движение поездов остановилось на четверо суток.