Багаутдинов Камиль
Всех читателей Улпрессы поздравляю с Днем солидарности трудящихся!Извиняюсь за допущенную мною описку по курсу валют, т.к. писал после длительной дороги и торопился, спешил, пока был доступ к интернету. Да и не привык таскать деньги в полиэтиленовом мешке. Курс одного рубля не 930 сумов, как писал ранее, а 93 сума. Средняя зарплата 50-70 тыс сумов. Госбанками и частными банками никто не пользуется, т.к. официально установленный курс доллара и российского рубля к суму очень низкие. За 1 российский рубль банки дают 44 сума, я обменивал на чёрном рынке по 93 сума.
Небольшое отступление.To I Антип: «Поскольку узбекские семьи многочисленные и все с малолетства приучены к труду, никто там не бедствует. А Ташкент так вообще очень современный и благоустроенный город, который к тому-же стремительно развивается».
Я исколесил Узбекситан, ночевал, сидел за дастарханом с местными жителями. Много беседовал с людьми, был в кишлаках, ночевал, снимал жизнь и быт простых граждан. Быть в Ташкенте, Самарканде, Бухаре, восхваляя уровень жизни населения этих городов и соизмерить с жизнью простых граждан в кишлаках и в райцентрах, поселках городского типа – невозможно, как и жизнь в Москве с жизнью далее 101-го километра от МКАД.
Народ не голодает. Домики из глины с земляным полом, лепешка и чай под чинаром, дешевая зелень с простоквашей – это и есть их богатство? Не мне судить: каждый народ выбирает сам, как ему жить, кого воспевать и кого хвалить. Здесь люди живут, но чувствуют себя в достатке только те, у кого 1-2 члена семьи работают в России и ежемесячно присылают долю своего заработка для поддержания семьи и родных.
Не зря органы госбезопастности и таможенники особое внимание уделяют при выезде из страны отснятым фотоматериалам, удаляя файлы, показывающие жизнь и быт, работу местных жителей, оставляя лишь кадры «цветущего Узбекистана» с розариями и фонтанами.
29 апреля 2016 в 17:03 задают вопрос:
«… в солнечную Туркмению тоже решили не заезжать судя по изменённому маршруту?»
В Туркмению изначально не планировал заезжать, т.к. правила въезда требуют большого терпения и усердия в ожидании визы. Обязательное условие – приглашение от принимающей стороны. Подробно о проблемах получения визы указал при обсуждении предыдущего материала «Бухарский звездочёт». Именно по этой причине въезд на территорию Туркмении не планировался .
Афганистан выпал из маршрута по аналогичной причине. Изначально визу должен был получить в Посольстве Исламской Республики Афганистан в Ташкенте, где по прибытию с меня потребовали предъявить Справку-ходатайство из посольства РФ о том, что они не возражают против моего пребывания в Афганистане, тем самым берут на себя обязательство за безопасность передвижения на автотранспорте по этой Республике. Зная, что такую справку мне не дадут, я не стал дальше тратить время.
Кроме того, водители большегрузных автомашин предупредили, что при выезде из Афганистана, таможенники этой страны, не имея спецоборудования для досмотра, и при косом взгляде, кинжалом распаривают сиденья и обшивку салона автомобиля, под предлогом поиска наркотиков. Мне такие страсти не нужны.
Дополнение к ранее размещенному материалу
Непредвиденные препятствия ожидают автопутешественника при въезде в Узбекистан через автомагистраль М-39, по кратчайшей дороге в Ташкент. Приехав на международный КПП Черняевка (Жибек Жолы) выяснилось, что здесь пропускают только пешеходов и узбекский автотранспорт. Пришлось развернуться и сделать дополнительный крюк 172 км через КПП Яллама.
Курсом – в Термез
Через Термез проходили караваны по Шёлковому пути в Афганистан. Находится город у берега великой реки Амударьи. Здесь к сожалению не сохранился Караван-Сарай, остались лишь руины и развалины, напоминающие о пройденных веках. Кроме этого, Термез знаменит тем, что здесь родился и был погребен Аль-Хаким ат-Термизий, в честь которого возведен Мемориальный комплекс, который расположен на огромной территории, огражденной кирпичной стеной.
Абу Абдуллах Мухаммад ибн Али ибн аль-Хусейн ат-Тирмизи или аль-Хаким ат-Тирмизи — крупнейший представитель восточноиранского суфизма, автор около восьмидесяти произведений. За глубину его знаний и широту кругозора, получил почетное прозвище аль-Хаким (мудрый).
С восьми лет он усердно занимался религиозными науками, а в возрасте двадцати восьми лет отправился пешком в Мекку. Вернувшись из хаджа ат-Тирмизи стал изучать суфизм у известных в то время суфийских шейхов. Кроме того, в судьбе ат-Тирмизи большую роль сыграла его жена, разделявшая его взгляды. Некоторые идеи ат-Тирмизи были переняты другими известными суфийскими мыслителями.
В своих проповедях и сочинениях ат-Тирмизи рассуждал о смысле мусульманских обрядов, о «любви к Богу», о категориях мистиков, о «печати святых», существующей наряду с «печатью пророков». Фактически уравняв «в правах» святых с пророками, ат-Тирмизи вызвал недовольство у правоведов и власти. В результате он был вынужден, спасаясь от гонений, переехать в Балх, а затем и в Нишапур, где приобрел многочисленных сторонников. Вскоре в связи с изменившейся политической ситуацией ат-Тирмизи вернулся в Термез, где он и умер.
Ат-Тирмизи был похоронен недалеко от цитадели средневекового Термеза. Позднее над его могилой был построен мавзолей из обожженного кирпича.
Новый небольшой мавзолей был построен в 1389-1390гг. (согласно надписи на портале). Он располагается на восточной стороне и прилегает к древней гробнице. В конце XIV века, когда край вошел в состав империи Амира Темура, у фасада мавзолея возвели новую усыпальницу, а над могилой святого соорудили величественное надгробие.
В начале XV в., во время правления Халила Султана, внука Амира Темура (1405-1409) возле мавзолея была построена ханака – приют для странников, дервишей.
Что из себя представляет Комплекс аль-Хакима ат-Тирмизи, показываю в фотографиях.
Дорога в Термез
Въездные ворота в город
Путь к Мемориальному комплексу
Входная арка в Комплекс
Основной вход на территорию Мемориального комплекса
Передний фасад Комплекса
Читатели Улпрессы задавали вопрос о ценах на посещение музеев. Ответ на фотографии
Удивляет чистота, порядок и озеленение территории
Общий вид Музея
Мавзолей аль Хакима ат Термизий (869 г. н.э.), он был похоронен, там же где и работал.
(1405-1409) возле мавзолея была построена ханака – приют для странников, дервишей
Могилы в составе Мемориального комплекса 12-19 века
Развалины старого Караван-Сарая остались на нейтральной пограничной полосе. Дальше – граница с Афганистаном, разделяющая две соседние страны рекой Амударья.
Дальнейший путь – в Гиссарскую крепость (Таджикистан), где частично сохранился Караван-Сарай.
P.S.
Учитывая, что я не участник авторалли и на старте не зафиксировано время, принял решение отклониться от маршрута и в дальнейшем показать читателям силу природных явлений, как сель. Узнав, что в Согдийской области Аштском районе несколько лет тому назад селевые потоки несли 80-100 тонные камни как спичечные коробки, круша на своем пути всё живое, мосты и сооружения, дома и людей, решил дойти до этого места и пофотографировать.
Что касается интернета. По всему Таджикистану решением Правительства заблокированы все социальные сети:
По автомобилю Toyota RAV4. Средний расход топлива на 100 км после прохождения Анзобского перевала и горной местности Аштского района:
Моё местонахождение сегодня:
Жизнь в Таджикистане, быт, цены и занятость населения, отношение местного населения и высокого уровня чиновников к приезжим из России гостям, прохождение таможенного контроля – в следующем материале.
Элпис
Спасибо.Познавательно даже через фото.
Горожанка. .
Интересно.
.
А дороги то! Дороги!)
Бухарский звездочёт
Спасибо за подробный репортаж из солнечного Термеза и его знаменитого музея…Красивый город.Город Термез, один из самых экзотических центров,известный во всех Среднеазиатских республиках, ныне государствах.*100 тысячный центр Сурхандарьинской области расположенный на берегу пограничной Аму-Дарьи и имевший непосредственное соприкосновение с Афганистаном, остается важным транспортным узлом международных железнодорожных, автомобильных, речных и авиационных сообщений. До сего времени, со времён СССР сохранился авиарейс Москва -Термез.Город всегда по праву считался одной из самых жарких точек на юге страны, где + 45, это норма. На представленных фото контрасты, женщины в длинных лёгких платьях по погоде, и одновременно экзотический аксакал в зимней шапке, теплой рубашке, джемпере и тёплом ватном халате и неизменных мягких сапогах с легко загнутыми носами -в непременно одетых на сапоги черных калошах!Тоже по погоде.Где экипировка как терморегулятор,тот же кондиционер переносной,чтоб не пробивали горячие лучи.Это незыблемый этикет не меняющийся веками, как и сама жизнь в Азии.Бейсболку и лёгкие сандалии он не оденет.Рядом с дедом, не менее экзотическое дерево напоминающее с виду ананас.Впечатляет! Всегда был городом дислокации большого множества разнородных воинских частей,который помнят многие служивые всех званий по всей России.
Рохи Софед
В Куляб заедь! Передай привет Детям Фиделя!!!
Как поживает Испечак-2?
Проспект Путовского, кафешка “Николо Плачито”, “Комсомольское озеро”? Район Карабало. Какие там реально цены,наши дворники говорят,приеду куплю машину и буду заниматься извозом.Это реально или желаемые мечты?
Рохи Софед
Душанбе, это не Куляб!)
Гулчахон, Момирак, гора Ходжамумин…
Да и какая разница какие там сейчас цены?
Они воспоминания никак не испортят!
Аноним
Если там передвигаться на дизеле, то каковы условия заправок и качество топлива? А также ещё раз про если можно, про тамошний ” “бэнзын”.
Simiblis
По дизелю в Узбекистане – хана!
Солярки нет нигде. Если и найдете, то бодяжный керосин. Здесь подробно:
https://www.facebook.com/bes.besow/posts/575186885981791?pnref=story
http://ulpressa.ru/2016/04/29/po-marshrutu-karavanov/
В Таджикистане – хорошо, в Киргизстане – есть сеть Российских АЗС. “Газпромнефть” – через каждые 80-100 км.
Бухарский звездочёт
“Рахмати колон, дустони азиз”!(Спасибо большое, дорогой друг!) Значит только на карбюраторе, и желательно с дв. 1,6-2,0 л переваривающий и 92-й. “Хоп майле!”( Окей!).
Антип
Уважаемый Simbiblis. Если вы пишите финансовые данные, то либо пишите их правильно, либо не пишите вообще, дабы не вводить людей в заблуждение. Средняя зарплата 50-70 тыс сумов. Где вы нашли такие средние зарплаты? На эти деньги даже в области с их невысокими ценами можно купить 10 порций плова и всё.
Улугбек арифметик из бухарского минарета
По водке, надо смеряться как по той самой детали, выточенной на станке, и до революции,и при всех генсеках, и при Путине тоже.в данном случае по поллитровке. Самая дешёвая водка 0,5 литра -5000 сумов. Отсюда и плясать. Делим на 93 сума за рупь по ценам черного рынка.Получается 53 рубля 76 копеек за поллитру на наши. Если по официальному курсу узбекских обменников 44 сума.Делим 5000 на 44 = 113 руб.63 коп.Если вы директор корпорации по экспорту фиников через таможни то вам предстоит решить такой крокскворд-подписывать ли финансовый документ с сегодняшним курсом сума к рублю 1 к 22,19 руб.Прикинем на той же поллитре за 5000:22,19=227 руб 27 копеек. Но как мы видим из практических шагов и упражнений никто такой глупости не делает.Все просто! Узбекские менялы как частные лица игнорирующие курс своего и российского банка вместо 22 рублей за один сум в госбанке, и вместо 44 сумов в обменниках,зарабатывающих на разнице, частники предлагают свой курс очень ходовой 93 сума за 1 рубль.Итого благодаря менялам частникам, водка за 5000 сум безо всяких усилий, покупается нашим путешественником (надеюсь что этого не произошло) вместо 227 рублей за 53 рубля. Короче, банк светит 22 рубля в окошечке, банкоматы 44, а тётушка Биби Айханым в переулке Дадзикалон, 2-я калитка в длинной глинобитной крепостной стене (это ее дворик) слева от большой арчи сразу за мостиком через журчащий арык у чайханы “Дустлуг”с удовольствием окажет вам маленькую услугу, как и весь узбекский, не привыкший дремать на обеденном дастархане предприимчивый народ – обмен в 93 сума за один рубль.
Маххаля
Про цену детали.”Вот как она стоила всегда литр водки 62 года тому назад, так она и стоит и сейчас тот самый литр водки!”- Растолковывает рабочий – токарь в своем цехе, показывая деталь инженеру из заводоуправления.
Антип
И ещё. Домики из глины с земляным полом, лепешка и чай под чинаром, дешевая зелень с простоквашей — это и есть их образ жизни. Они так живут всю свою жизнь, к богатству как таковому, общепринятому, это не имеет вообще никакого отношение. У них могут быть накопления, но жить они будут точно так же. А на накопленные деньги купят сыну в городе квартиру. Так что не судите Восток по тому, что видите. Любая узбекская семья после свадьбы, на которой они всё своё имущество, и движимое и недвижимое, получают от родителей, начинает копить всё тоже самое для своих детей. А детей у них немало. И рассказывать первому встречному что и как устроенно в их быте и почему они точно не станут.
Маххаля
Антип прав. Внешняя сторона, (вывеска жизни) старается всеми слоями населения поддерживаться на наиболее достойном, очень высоком уровне, намного превышающим реальный расходный, и даже перспективный бюджет семьи (клана). Все соседи и горожане знают, что за очередное шикарно устроенное праздничное мероприятие, по какому либо значительному семейному поводу (свадьба,обрезание) на много десятков или сотен человек (бывает и тысяч!) все зависит от социального статуса устроителя торжества, который вполне может пойти на немыслимые кредитные (долговые операции) ради поддержания своего достойного имени среди жителей улицы, махали, района, веллоята,очень и очень потратился. Вопросов о его затратах из чувства такта, конечно им никто из соплеменников не будет задавать.
Маххаля
Симб, а как там на счёт фото разрушенных коровников, зернотоков, заброшенных полеводческих бригад типа в Ульяновской области в селах вдоль Свияги? Нет таких красот, остовов былых агрокомплексов? Или типа Якушкинской “Новой деревни” с кормушками управляемыми по компьютеру из космоса?
Рохи Софед
Если что рушится – то быстро разбирался и зарастает всевозможной флорой, через год уже не найдёшь на этом месте ничего)