Феномен “Гаражная экономика” исследована в восьми регионах России: опрошены владельцы боксов в 60 поселках и городах, включая Саратов, Ульяновск, Казань, Набережные Челны, Тольятти, Пермь, Анапу и Нижний Новгород. Результаты более чем любопытные.
Приказано выжить
Наиболее активно используют гаражи в курортной Анапе. В обследованных ГСК в сфере “гаражной экономики” занято 5 тыс. человек. Это немало, поскольку постоянное население Анапы – 59 тыс. По методологии авторов проекта, активность анапских гаражников рекордная – 51%.
Интересно, что вы, скорее всего, и не догадаетесь, что перед вами гаражный кооператив. Выглядит как коттеджный поселок. Таковым по сути и служит: гаражи перестроены в жилые дома, оснащенные всеми благами цивилизации (вода, канализация, кондиционеры, Интернет). Некоторые боксы надстроены до трех этажей.
Часть предприимчивых владельцев анапских гаражей не сдает эти гаражи курортникам, а сами на лето переселяются в них, сдавая свою квартиру или дом.
Кипит гаражный бизнес и в 614-тысячном Ульяновске. Здесь в 36,2 тыс. обследованных боксах – 11,7 тыс. производств. С туристами в Ульяновске не очень, да и в качестве места жительства гаражи здесь не принято сдавать (вообще делают квартиры из гаражей в основном в Сочи, Анапе, Москве и Ханты-Мансийске. В остальных городах это скорее единичные случаи). Поэтому здесь гаражи используют в качестве производств: мебели, стройматериалов, запчастей и комплектующих.
На третьем месте по уровню гаражной активности у нас Набережные Челны. В городе проживают 513 тыс. человек. Владельцев гаражей относительно немного – 9,3 тыс. человек. Но почти каждому третьему гараж позволяет выжить. Всего в тамошних гаражах до тысячи производств.
Совсем иная картина в Тольятти. В 720-тысячном городе в гаражах создано 1,8 тыс. производств, где занято 5,5 тыс. человек. Активность гаражников 7%.
Казань: население 1,1 млн человек, гаражных боксов 13,4 тыс. Но при этом всего 180 гаражных производств, где занято 540 человек. Индекс активности – 1,3%.
Наконец, в 1,2-миллионном Нижнем Новгороде, где 11 тыс. гаражей, исследователи нашли всего сотню бизнесов, где трудятся 309 человек. Экономическая активность гаражников менее одного процента. По меркам южан – не гаражники, а какие-то ретрограды.
По оценке авторов исследования, есть прямая зависимость – чем богаче регион, тем реже встречаются “гаражники”: “В Тюмени их почти нет. Зато в Ульяновске 15% трудоспособного взрослого населения работают в гаражах”.
И накормят, и гитару настроят
Что в гаражах производят? Само собой, при ГСК работает масса автомастерских, шиномонтажей. С этого все начинали. Затем пошли настоящие производства. Особенно процветали мебельные.
“Закономерность: если в одном гаражном боксе начинали выпускать мебель, то в 2-3 соседних сразу же организовывали производство мебельной фурнитуры и комплектующих”, – говорит соавтор проекта, аспирант Ульяновского государственного педуниверситета Сергей Селеев.
Еще одна тенденция: гаражные кооперативы, расположенные вблизи больших заводов, обязательно становились придатком к главному конвейеру.
Часто в гаражах выпускали дефицитные или просто более дешевые запчасти. Например, Саратов прославился в качестве одного из российских центров производства “серых” автокомпонентов.
Тольятти даже после массовых сокращений на АвтоВАЗе избежал ожидаемых социальных потрясений. Что, конечно, не только заслуга гаражных производств. Но и они внесли посильный вклад в обеспечение города рабочими местами. Точнее – помогли процессу самозанятости.
Гаражники Заречного (Пензенская область) внесли посильный вклад в местную экономику, сделав из бывшего закрытого города один из неформальных центров мебельного производства страны.
В Набережных Челнах в ГСК работают офисы юридических компаний, стоматологии, ветеринарные клиники, сауны. В одном из гаражей устраивают риал-квесты.
В Нижнем Новгороде процветает армянский гаражный магазин, по соседству – тонар с шаурмой, беседка и мангал. А с обратной стороны на привязи… теленок!
В саратовских ГСК устроены конюшни и свинофермы.
В гаражах рождались мастера, чья слава гремит на всю страну. В Ульяновске в гараже работает известный гитарный мастер. А у “народного карбюраторщика” из Димитровграда Наиля Порошина 120 тыс. подписчиков на YouTube.
Методом проб и ошибок
Впрочем, выдумка и креатив отдельных гаражных умельцев – еще не показатель эффективности гаражной экономики в целом. Часто бывает, что люди примитивно копируют бизнес соседей.
“Кто-то один начал делать гвозди, и через некоторое время их производят уже в 6-8 соседних гаражах, – рассказывает автор проекта “Гаражная экономика” Александр Павлов. – Но бизнес пойдет не у всех, и то при условии, что смогут наладить сбыт. Тогда народ от гвоздей переходит, скажем, на пеноблоки. Потом – на классический ремонт машин”.
С точки зрения Александра Павлова, гаражная деятельность – это не совсем бизнес. А гаражная экономика – явление больше социальное, а не экономическое. Сильно разбогатеть в этой сфере никому не дадут.
Почти везде местным властям все известно о деятельности гаражников, но их предпочитают не трогать до определенного момента, ограничиваясь сборами в виде помощи району, подачек на благоустройство, обязательствами новогоднего оформления и т.д.
Давление начинается лишь тогда, когда оборот гаражной деятельности превышает некий условный порог. То есть когда гаражник, по мнению власти, “богатеет”. В этом случае его деятельность либо обкладывается данью (исследователи называют цифру в 10% с оборота), либо отнимается силой, либо легализуется.
Кстати
Большинство гаражников – в возрасте от 30 до 55 лет. Те, кто младше – ученики или наемные работники гаражных автосервисов и мебельных производств. Гаражники старше 55 лет представлены самостоятельными мастерами высокой квалификации – карбюраторщиками, автоэлектриками, токарями, кузовщиками.
Практически все гаражники – мужчины. Исключения бывают. Женщины выступают в роли руководителей производств, можно встретить в гаражных производствах швей и упаковщиц. В боксах-магазинах работают продавцами.
Большинство гаражников – люди семейные. В ходе опросов дети часто фигурировали в качестве повода для начала гаражного бизнеса (“надо кормить семью”). Есть немало семейных артелей.
Среди гаражников очень мало пьющих. Мотив: “пить некогда”.