Министр сельского хозяйства России Александр Ткачев, будучи недавно с визитом в Китае, пообещал подбросить китайцам пресной воды. То есть перебросить ее из сибирских рек. Ученые осторожно квалифицируют идею как не очень вменяемую.
По мысли Ткачева, перекидывать в Китай можно воду из рек Алтайского края. Сначала, как он сказал, до 70 млн кубометров в год из водохранилища ближе к границе с Казахстаном. Потом довести объем до кубокилометра, или одного миллиарда кубометров, в год, для чего нужно будет забрать воду еще в одном водохранилище, расположенном севернее, направить ее по каналу в 150 км на юг, прорыть канал по территории Казахстана и по нему доставить воду, наконец, в Китай.
Первое, что бросается в данном прожекте в глаза, – это слабая осведомленность главы Минсельхоза в географии. Реки Сибири, как должно быть известно даже школьнику, текут с юга на север. Вода всегда течет оттуда, где выше, туда, где ниже, с гор в низины, а Ткачеву придется вести воду, наоборот, с низин в горы.
Как он собирается это делать, министр не пояснил. Если с помощью насосов, то вода придет в Китай буквально золотой. Поднебесная же не из тех, кто платит за что бы то ни было много, не заплатит, вероятно, и за эту воду столько, сколько она будет стоить.
Эксперты видят и много других изъянов в инициативе Александра Ткачева. В частности, то, что за время движения воды с Алтая в Китай существенные ее объемы исчезнут в атмосфере, попросту говоря – испарятся. И потом, говорят алтайские ученые, речь не просто о воде, которой в половодье оказывается слишком много, и она затапливает населенные пункты, но и об экосистеме, а в ней ничего лишнего не бывает, что бы там ни мерещилось Ткачеву. Реки в Сибири текут медленно, и их русла сильно заиливаются. Так вот, бурное половодье играет роль очистителя, уносящего ил и освобождающего путь для собственно речной воды. И при нынешних уровнях половодий и вообще водоемов на Алтае существует весь наличный там растительный и животный мир. Гнездовья птиц, в том числе редких, рыба в реках и проч. Нарушение водного баланса сломает всю эту природную систему, о чем Ткачеву, видимо, никто не догадался сообщить.
Но как же быть с весенними наводнениями, заливающими человеческое жилье? В этом деле есть какая-то лично мне непонятная загадка. Вот первые люди где-то поселились, и следующей же весной их дом затопило половодьем. Его просушили, поправили, но снова весна, и их снова затопило. Поправили, просушили, опять весна, и опять дом в воде. Поправили, просушили, и так 10 лет подряд, 20, 50, 100 лет. Рядом с ними поселилось еще много семей, и их тоже каждый год топит, и они тоже свои дома сушат и поправляют. Может, с этого места уйти и поселиться повыше, куда половодья не достают? И может, этим правительству-то заняться – все дешевле, чем рыть каналы через горы в Китай?
Артур ТАНИЕВ