Ульяновск – один из лидеров «гаражной экономики» страны. В автомобильных боксах работают 15 процентов трудоспособного населения города, посчитали в фонде поддержки социальных исследований «Хамовники». Показатель – свидетельство бедности региона и слабо развитого рынка.

Там работают и там живут
Феномен «гаражная экономика» исследован в восьми регионах России: опрошены владельцы боксов в 60 населенных пунктах, в том числе Ульяновска, Саратова, Казани, Набережных Челнов, Тольятти, Перми, Анапы и Нижнего Новгорода.

Выяснилось, что многие владельцы используют свои гаражи не для парковки машин, а зарабатывают в них деньги. В ГСК кипит жизнь: здесь починят и помоют ваш автомобиль, распилят лес, наточат ножи, примут металлолом. В некоторых кооперативах развернуты настоящие производства: от рыбных цехов до минизаводов по изготовлению стройматериалов.

Способы использования гаражей в разных городах отличаются. В курортной Анапе автобоксы в основном переоборудуются в жилые дома (до трех этажей) для сдачи туристам – здесь активность гаражников составляет рекордный 51 процент. Вторую позицию по этому показателю удерживает Ульяновск – в 36,2 тысячи обследованных боксов функционирует 11,7 тысячи производств. По словам авторов исследований, в нашем городе гаражи чаще всего используются в качестве площадок по изготовлению мебели, стройматериалов, запчастей и комплектующих. Хотя и у нас жилые надстройки на боксах тоже не такая уж и редкость.

Три четверти автомастерских в Ульяновске сосредоточены именно в гаражах. Есть в них и свои «звезды». Например, у «народного карбюраторщика» из Димитровграда Наиля Порошина – 120 тысяч подписчиков на YouTube.

Авторы исследования отмечают прямую зависимость – чем богаче регион, тем реже встречаются гаражники: «В Тюмени их почти нет. Зато в Ульяновске 15 процентов трудоспособного взрослого населения работают в гаражах».

«Пить некогда»
Типичный гаражник – это мужчина в возрасте 30-55 лет, хотя встречаются и женщины (выступают в роли руководителей производств, можно встретить в гаражных производствах швей и упаковщиц; в боксах-магазинах работают продавцами). Те, кто младше – ученики или наемные работники гаражных автосервисов и мебельных производств. Гаражники-пенсионеры – это, как правило, самостоятельные мастера высокой квалификации: карбюраторщики, автоэлектрики, токари, кузовщики.

Большинство гаражников – люди семейные. В ходе опросов дети часто фигурировали в качестве повода для начала гаражного бизнеса («надо кормить семью»). Есть немало семейных артелей. Среди гаражников очень мало пьющих. Мотив: «пить некогда».

С одной стороны, «гаражная экономика» -головная боль для местных властей. ГСК часто облюбовывают производители контрафакта, автоугонщики, в гаражах выращивают наркосодержащие растения. Гаражники также часто грешат воровством электроэнергии и, как правило, не платят налогов. На протяжении нескольких последних лет ульяновские власти пытаются решить проблему дымящих гаражных кооперативов нового города, в которых зимой обогреваются буржуйками, сжигая в них отходы производства. Чиновники заявляли о планах по созданию «мебельного кластера», где бы смогли разместить свои производства гаражные мебельщики, но большинство из них продолжают работать в своих боксах.

В гараж на работу
С другой стороны, именно гаражи, как считают авторы исследования, уберегли страну от социальных волнений в результате массовых сокращений на заводах. Мастеровитые заводчане смогли найти себе применение именно в гаражах. Активизируется жизнь в ГСК и в кризис. Сейчас много тех, кто находится в отпуске без содержания, но не бросает рабочее место – ради соцгарантий. Заработок от гаражной деятельности нестабильный и, как правило, сезонный, как, например, в шиномонтаже. Но зато когда сформировалась клиентура (тут помогает «сарафанное радио»), то гараж становится единственным местом работы.

– Гаражников предпочитают не трогать, – говорит соавтор исследования фонда «Хамовники» о «гаражной экономике» Александр Павлов, – ограничиваются неформальными сборами: помощь району, подачки на благоустройство… Настоящее давление начинается, когда, по мнению властей, гаражник богатеет. Тогда его либо обкладывают данью (около 10 процентов от оборота), либо силой легализуют, либо отнимают у него дело.

Впрочем, сильно разбогатеть в этой сфере никому не дадут. Гаражная деятельность, отмечают социологи, – это не столько бизнес, сколько промысел.

– «Гаражная экономика» – это один из способов, который позволяет жителям провинции выживать. Так же, как, например, дачное хозяйство, отходничество. То, что у нас обычно называют малым и средним бизнесом, на самом деле промысел, который возникает там, где слабый рынок, – приводит слова профессора, завкафедрой местного самоуправления НИУ ВШЭ Симона Кордонского журнал «Огонек». – Конечно, промыслы – это архаика. Но они дают стабильный заработок, быстрее адаптируются к меняющимся внешним условиями. Тот же кризис. Многие, кто занят в промыслах, и «гаражной экономике» в частности, чувствуют себя вполне комфортно. Кризис – это ведь про государство, его ощутили бюджетники, у которых нет других источников дохода, госслужащие… А промысловые люди в провинции рассчитывают на самообеспечение, они от государства не зависят, им плевать на него. Другое дело, что государство пытается вывести их из тени, давить на них законодательно, обложить налогами. Однако вписать их в какие-то нормативные акты попросту невозможно: люди найдут лазейки, пусть и с некоторыми потерями, и продолжат свое занятие промыслами.

Дмитрий МИНАЕВ