Уважаемая редакция!
Спасибо вам за профессиональный анализ причин оползней на волжском склоне. Причины возникновения оползней не только природные, но и рукотворные. В 80-х годах прошлого столетия велись работы по укреплению береговой полосы правобережья Волги.
С этой целью, для предотвращения размыва берега, в пределах городской черты на границе примыкания зеркала воды к берегу укладывались контрофорсы (вид бетонных блоков), велись работы по укреплению склона и предотвращению увлажнения грунта атмосферными осадками и отводу грунтовых вод дренажными сооружениями. Выполняемые работы позволяли сохранять в целостности склон правого берега. Более двух десятилетий этим работам не уделялось должного внимания. Действия, а точнее, бездействие, чиновников по сохранению береговой инфраструктуры граничат с преступностью.
Наряду с ранее опубликованными редакцией причинами оползней, по-моему, следует добавить следующее:
1. На правый берег Волги воздействует сила Кориолиса (одна из сил инерции воды, которая возникает при вращении Земли), о чем упоминает Иван Петрович Мирошников в недавнем интервью «СК». Ее постоянное воздействие можно наблюдать как подмыв правого берега Волги от Сенгилея до Ундор. Этот подмыв ежегодно отнимает у береговой полосы по нескольку метров.
2. Увеличивает подмыв береговой черты колебание уровня зеркала водохранилища. Ежегодно энергетики упражняются в этом не менее двух раз.
3. Забивка свай на склоне создавала динамические нагрузки в грунте на всю толщу склона и распространялась на значительные расстояния как в глубину, так и в длину от точки приложения силы и провоцировала оползень.
Выполнять работы по забивке свай в увлажненном грунте на волжском склоне без учета существующих известных особенностей поведения грунта – непрофессионализм высшей степени.
Эти факторы известны студенту третьего курса технического вуза.
Хотелось бы поддержать критику ульяновских чиновников в статье «Смывает мутным соком дороги Ульяновска» («СК» №26 от 13 апреля). В публикации говорится, что соковская фирма получила подрядных работ на 600 миллионов рублей. И некачественно выполнила их. К этой сумме, наверное, следует добавить 1,0 – 1,5 млрд рублей – стоимость гранитных бордюров, изъятых из обрамления дорог улиц центральной части города, а впоследствии исчезнувших. И еще добавить стоимость ежегодного ремонта дорог, которые асфальтировала соковская фирма. Ущерб от подобного действия – миллиарды.
Для примера: асфальтовые дороги, построенные не соковскими фирмами, от президентского моста до поворота на обкомовские дачи, не подвергались ремонту. Эти известные факты говорят о масштабах коррупции чиновников.
С уважением, ваш читатель КУЛИКОВ