Фото предоставлены магазином «Mr.Спасибо»

Фото предоставлены магазином «Mr.Спасибо»
В Ульяновске открылся магазин, владельцы которого всю прибыль будут отдавать на благотворительность.
Идею антикризисного магазина владельцы «Mr. Спасибо» позаимствовали у питерских коллег. По задумке, в торговых центрах города установлены специальные контейнеры, 80% вещей, собранных с их помощью, бесплатно раздаются нуждающимся людям, а 20% поступают в продажу. Но даже те средства, что магазин получает в качестве прибыли, его владельцы планируют отдавать на благотворительные цели. Дизайнерские брендовые вещи, hand-made, предметы интерьера, винтаж — все это можно найти на полках. О проекте РП рассказала один из его организаторов Алина Кравец.

– Чем отличается ваш магазин от подобного в Санкт-Петербурге и секонд-хенда?– «Mr. Спасибо» — это социальный бизнес, то есть социальная проблема решается бизнес-инструментом. У нас, владельцев, нет цели получить выгоду для себя, поскольку у каждого есть доход. А это своеобразная отдушина, свежий глоток. Приятно делать добрые дела для других людей. Если сравнивать с питерским магазином, то у них, конечно, масштабнее. Мы — не Питер, у нас меньше вероятность, что будет висеть Gucci за 300 рублей. Вообще брендовые вещи приносят нечасто. Если сравнивать с секонд-хендом, то у нас нет, к примеру, корзин, в которых свалена груда белья и одежды, и нужно в них основательно покопаться, чтобы найти что-то приличное. Мы все развешиваем, чтобы было приятнее выбирать, следим, чтобы одежда была в хорошем состоянии. Нет у рубашки пуговиц — она не пойдет в продажу. Такую вещь мы можем предложить на бесплатной раздаче, и там человек уже сам решит: хочет он пришивать пуговицу или нет. Кстати, наши посетители говорят, что вещи в нашем магазине лучше, чем в секонд-хендах. В принципе это и логично: у них одежда из Европы, много специфичных по дизайну вещей, а у нас больше масс-маркет. Вот недавно принесли модные платья девчонки, так их тут же раскупили! Устроен «Mr. Спасибо» как обычный магазин: есть две уютные примерочные, купленные вещи можно вернуть в течение определенного срока, если не подошли.

– Каким образом собираете и обрабатываете вещи?

– В трех торговых центрах Ульяновска установлены специальные яркие зеленые контейнеры. На них подробно написано, какие вещи мы принимаем, а какие нет. Каждый желающий может просто сложить в контейнер свою «посылку». Самое главное, чтобы вещи были в хорошем состоянии. Бывает, приносят откровенное тряпье — выбрасываем. Бывает, приносят совершенно новые вещи с этикетками. Все это сортируем, стираем, отпариваем, часть выставляем на продажу, часть откладываем на бесплатную раздачу.

– Что приносят чаще всего? Были ли какие-то необычные экземпляры?

– 80% ассортимента — женские вещи. К нам довольно часто приходят мужчины-посетители, но для них немного, к сожалению, одежды и обуви, в основном костюмы. Небольшую часть занимают и детские вещи, преимущественно — для малышей до года. Нижнее белье мы не принимаем, исключение сделали для предпринимателя, который после закрытия торговой точки отдал нам непроданные новые комплекты. Обувь приносят хорошую, вот сегодня, например, сразу четыре новых пары для детей. Что еще можно у нас найти? Украшения, предметы интерьера, аксессуары. На наших контейнерах написано, что мы не принимаем игрушки, но их все равно бросают. Есть и старомодные вещи, и даже на них есть свой покупатель, в основном это пожилые люди. Из необычного и запоминающегося могу отметить четыре мужских комбинезона яркой расцветки. Мы так и не поняли, каково их назначение. Два из них забрал центр реабилитации для зависимых от алкоголя и наркотиков. Самое дорогое в нашем магазине — верхняя одежда (до 1500 рублей), джинсы могут стоить до 500, остальное все по 50-350 рублей, даже если это брендовые вещи.

Фото предоставлены магазином «Mr.Спасибо»

– Можете описать портрет покупателя?

– Какого-то одного образа нет. Это совершенно разные люди! Кто-то идет с работы или учебы — забегает по пути. Кто-то увидел нашу рекламу в Интернете или получил листовку на улице — заходит. Бывает, выложим в социальных сетях фотографии с конкретными вещами — и за ними приходят. А есть уже и постоянные посетители: одна женщина-пенсионерка приходит чуть ли не каждый день, выбирает одежду не только для себя, но и дочки, внучки, племянницы.

– Как можно получить у вас вещи бесплатно?

– Для этого мы организуем специальные бесплатные раздачи в последнее воскресенье месяца. Получить вещи бесплатно могут люди из таких категорий, как многодетные и малоимущие семьи, инвалиды, опекуны несовершеннолетних детей, сироты. По-хорошему, нужно представить документы, но пока мы работаем на доверии. Да в принципе и видно, что люди к нам приходят не богатые. Для них это реальная возможность обновить гардероб. Не отказываем в помощи и людям без определенного места жительства: благодаря сотрудничеству с организацией «Рука помощи» и их акциям удалось передать несколько пакетов вещей.

– На открытие магазина, хоть и социальной направленности, нужны средства. Расскажите о финансовой составляющей проекта.

– Средства на первые месяцы аренды помещения, его ремонт, покупку торгового оборудования и контейнеров мы получили благодаря региональному грантовому конкурсу. Магазин открылся 9 апреля, и пока мы выходим на окупаемость (все полученные от продаж средства идут на уплату аренды, заработную плату продавцам, хозяйственные расходы), но в будущем планируем прибыль направлять на благотворительные цели и социальные проекты, в частности, в детские дома. Самая большая статья расходов — это аренда помещения. Обидно, что эти деньги мы не можем уже сейчас направить на благотворительность.

– Каким видите развитие проекта?

– Несмотря на то, что наш бизнес социальный, мы хотим расширяться. Нам необходимо отдельное помещение для сортировки и организации бесплатной раздачи вещей. В нем же необходимо будет установить стиральные машины и сушилки. Кроме того, хотелось бы увеличить количество раздач: не раз в месяц, а постоянно. Но для этого, как я уже сказала, нужно отдельное помещение. Для того чтобы провести нашу первую раздачу, нам пришлось убрать все вещи, выставленные на продажу, повесить другие, а затем убрать остатки и заново развесить продаваемую одежду. Это был нелегкий труд! Еще хотим открыть торговую точку в Левобережье, там ведь тоже живут разные люди. Конечно, 35 таких магазинов открывать в Ульяновске смысла нет, но два вполне могут и заполниться вещами, и найти отклик у аудитории.