Василий Мельник
Не все, вероятно, еще понимают, сколь важным является вынесенное во вторник, 7 июня, определение Ульяновского облсуда, оставившего в силе решение Засвияжского районного суда о признании действий поставщика электроэнергии по начислению платы за ОДН незаконными. Ситуация с ОДН не только по электроэнергии, но и по другим коммунальным ресурсам, наконец, встает в области с головы на ноги.
Решения районного и областного судов были закономерными и приняты в соответствии с позицией Верховного суда (ВС) России, рассматривавшего аналогичный спор в первой половине прошлого года. Тогда в высшую инстанцию поступило дело, инициированное прокурором города Рыбинска Ярославской области, оспорившего такую же практику со стороны местной энергосбытовой компании. Прокурор настаивал, что в отношении домов, управляемых управляющими организациями, действия сбытовиков по начислению платы за ОДН неправомерны. Жилищный кодекс относит ОДН к сфере содержания общего имущества, и эту плату могут начислять и взимать только те, кто за содержание отвечает, то есть управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и другие потребительские кооперативы. В итоге Верховный суд в своем определении это и постановил, удовлетворив иск прокурора.
Иск подавался в защиту неопределенного круга лиц, в Верховном суде рассматривался с участием прокурора Генеральной прокуратуры, и, следуя правовой логике, определение должно распространяться на всех граждан Российской Федерации. Но в нашей области сделали вид, что в состав Федерации регион не входит и решениям ВС не подчиняется. Больше того, вероятно, не без участия властей заварили кашу с расторжением договоров поставщика с управляющими компаниями и переводом жильцов на так называемое прямое абонирование, в рамках которого и начали напрямую выставлять счета не только за индивидуальное потребление электроэнергии, но и за потребление на ОДН. Потребовались воля областной прокуратуры и личное, не побоюсь этого слова, мужество засвияжского прокурора Виктора Белиниса, обратившегося в районный суд с предельно обоснованным и очень грамотным заявлением. Облсуду же по большому счету было достаточно заданного представителю поставщика вопроса, кто в домах отвечает за электросети, чтобы вынести законное решение. Ответ был: управляющие компании, из чего следовало, что они и являются исполнителем услуги и только они вправе начислять плату за ОДН.
Поскольку иск Белиниса подавался также в защиту неопределенного круга лиц, судебное решение касается всех жителей Ульяновской области, с чьими управляющими компаниями были расторгнуты договоры на поставку электроэнергии. В Ульяновске это, в частности, ОАО «ГУК Ленинского района», Засвияжского района, Железнодорожного района, Заволжского района, другие УК, ТСЖ и ЖСК. Все жильцы этих домов, во-первых, вправе в дальнейшем не оплачивать счета на ОДН, пришедшие не из их УК. Во-вторых, счета из их УК не могут быть выше норматива на ОДН, установленного облправительством (10-20 рублей с квартиры в зависимости от типа жилого дома). В-третьих, им должны быть возвращены неправомерно взятые с них с момента расторжения поставщиком договоров с УК деньги. Это будет, видимо, перерасчет, ну, а поскольку ОДН исчислялись не одной сотней рублей с квартиры в месяц, два-три ближайшие года этой платы быть в платежках вообще не должно.
Но это не все. Еще несколько лет назад целый ряд управляющих компаний города придумал хитроумную уловку, предложив собственникам жилья не договоры управления домами, а некие договоры обслуживания. Тем самым они в нарушение норм Жилищного кодекса вынудили жильцов на заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями. Ресурсники и стали выставлять плату за коммунальные услуги, в том числе и потребленные на ОДН. Управленцы же считают, что к поставкам ресурсов жильцам отношения не имеют, но это не так. Из смысла решений ульяновских судов и Верховного суда России, о которых идет речь, следует, что, как бы ни назывались договоры с домами, исполнителями услуг в них являются заключившие эти договоры фирмы, которые несут ответственность за состояние внутридомовых инженерных сетей и, следовательно, за сбор платы за ОДН. Ресурсники выставлять эти счета не имеют права, точно так же, как и в домах, с управленцами которых они расторгли договоры поставки.
Словом, если счета за холодную воду на ОДН выставляет «Водоканал», за горячую на ОДН же – компания «Т Плюс Ульяновск», теплосети или другой теплоисточник, эти счета незаконны и оплате не подлежат. Счета на ОДН по холодной ли, по горячей ли воде сейчас вообще нулевые. Выставлять их вправе, повторюсь, только управляющие организации и только в пределах нормативов, но нормативы на ОДН по воде отменены в Ульяновской области судом, и эти ресурсы в настоящее время гражданами не оплачиваются. Остались ОДН по электроэнергии – но тоже в пределах нормативов. И хотелось бы в очередной раз обратить внимание ульяновцев на то, что управляющие компании пытаются не мытьем, так катаньем, через повестки общих собраний, через как бы новые договоры управления домами либо через поправки к действующим договорам протащить через голосование пункт о распределении ста процентов ОДН на всех жильцов пропорционально площади занимаемых ими помещений. Голосуйте всегда против! Этот пункт – один из немногих, где совпадают интересы населения и правительства России. Население не обязано оплачивать весь бред, который ему выставляют УК. Правительство же, установив нормативы на ОДН, стремится принудить УК исполнять их прямую и единственную обязанность: заниматься жилыми домами и следить за состоянием инженерных систем в них. Других обязанностей у них нет.
Василий Мельник