10 июня 1976 года по распоряжению правительства на левом берегу Волги, среди бескрайних степей, было начато строительство авиационного промышленного комплекса, сегодня – одного из самых молодых авиазаводов страны. Одновременно с цехами (в первую очередь) был заложен бетонный завод и начато строительство “нового города” для будущих работников. Масштабы строительства на тот момент не имели себе равных. Необходимость в постройке столь уникального предприятия была вызвана в первую очередь тем, что в связи с отсутствием в Киеве необходимых производственных мощностей для успешного выполнения заказа военно-транспортной авиации в полном объёме, возникла потребность в новом заводе для серийного производства Ан-124…

Сегодня АО «Авиастар-СП» – одно из наиболее перспективных предприятий авиационной промышленности России. Со стапелей завода сходят тяжелые транспортные Ил-76МД-90А, изготавливаются и обслуживаются самолеты семейства Ту-204, реверсивные устройства для двигателей, производится сервисное обслуживание и модернизация воздушных судов семейства Ан-124. Кроме того, в цехах авиазавода развёрнуто и успешно реализуется изготовление компонентов для перспективного среднемагистрального пассажирского самолета МС-21…

(до 1400 при нажатии)


Но в далёких 80-х завод только приступал к изготовлению огромных “Русланов” одновременно обрастая цехами, вспомогательными производствами и летно-испытательным комплексом (ЛИК). Уже в 1981 году в строй были введены два крупных цеха агрегатно-сборочного производства…

(Транспортировка центроплана Ан-124 из Киева в Ульяновск 1983 год)

Это позволило в феврале 1983 года заложить в стапели фюзеляж первого Ан-124…

(Сборка фюзеляжа первого Ан-124 в стапелях цеха агрегатной сборки)

В 1983 году была сдана в эксплуатацию и уникальная взлётно-посадочная полоса заводского аэродрома (Ульяновск-Восточный) длиной 5100 и шириной 105 метров. Завод с аэродромом связала уникальная рулёжка, протяжённостью более 13 км (от ворот завода до ВПП). Она существует и по сей день. По ней, как и прежде, отправляются на лётное поле ЛИКа новые самолёты…

В октябре 1985 года первый лётный экземпляр Ан-124 (в варианте для ВТА) был готов к вылету…

(транспортировка первого Ан-124 по рулёжке от завода на аэродром по рулёжке)

“Руслан” поднялся в небо 30 октября 1985 года и в сопровождении L-39 сделал круг над “новым городом” на радость всем заводчанам и их семьям…

6 июня 1991 года совершил первый полёт и первый серийный гражданский Ан-124-100…

(первый полёт Ан-124 в Ульяновске)

В конце 80-х в производство был запущен пассажирский самолет Ту-204, который до сих под выпускается и обслуживается на “Авиастаре”…

(выкатка первого Ту-204 из ворот цеха окончательной сборки)

17 августа 1990 года Ту-204, собранный руками рабочих ульяновского авиазавода, совершил свой первый полет. Этот самолет положил начало созданию целого семейства пассажирских и грузовых самолетов Ту-204-100, Ту-204С, Ту-204-120, Ту-204-120С…

(взлёт первого Ту-204 с плит ВПП заводского аэродрома)

В настоящее время на предприятии развернуто серийное строительство новых самолетов Ил-76МД-90А и компонентов для новых перспективных судов. АО «Авиастар-СП» является крупнейшим заводом-кооперантом по программе МС-21. В цехах изготовливаются комплекты панелей на отсеки фюзеляжа Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, Ф5; подкилевого отсека и отсека ВСУ; всех дверей (11 дверей на каждый самолет); хвостового оперения (киль и стабилизатор в сборе с рулями направления и высоты)…

Производственный комплекс предприятия обладает широким спектром технологических операций: от штамповки и механообработки до окончательной сборки, испытаний и окраски готовой продукции. Также АО «Авиастар-СП» обеспечивает послепродажное сервисное обслуживание собранных на заводе самолётов…

На стапелях идёт сборка элементов конструкции новых Ил-76МД-90А и Ил-78М-90А по проекту “479”…

Предприятие постояно пополняется новым оборудованием, в том числе и в механо-каркасном производстве. Современные обрабатывающие станки позволяют работать с длинномерными агрегатами, габариты которых достигают 18 м. На данном оборудовании изготавливаются детали планера для Ил-76МД-90А, силовые элементы для МС-21, а в перспективе и продукция для Ил-112В…

На 2016-2018 годы предприятие планирует семь масштабных проектов по техническому перевооружению и реконструкции существующих производственных мощностей. Пять из них касаются самолёта Ил-76МД-90А. Они направлены на дооснащение и замену устаревшего оборудования в заготовительном, металлургическом, механообрабатывающем и агрегатно-сборочном производствах, а также в производстве окончательной сборки…

Другой проект затрагивает Ил-112В. В рамках этого проекта на предприятии будут изготавливаться панели на отсеки фюзеляжа Ф-1, Ф-2, Ф-3; люки и двери. Окончательная сборка данного самолета будет производиться на Воронежском авиационном заводе (ПАО «ВАСО»)…

Седьмой проект – это техническое перевооружение участка изготовления высокоресурсных трубопроводов для производства воздушных судов…

Решение о переносе производства Ил-76 из Ташкента в Ульяновск было принято в 2006 году, а в 2012 уже первый российский Ил-76МД-90А совершил испытательный полет. 04 октября 2012 года был подписан крупнейший за историю современного российского авиапрома контракт между Минобороны и ОАО «ОАК – Транспортные самолеты» (АО “Авиастар-СП” входит в структуру ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация») на поставку 39 тяжелых транспортных самолетов Ил-76МД-90А…

Стоимость контракта составила около 140 млрд. рублей, срок реализации программы госзаказа был рассчитан до 2020 года. Сегодня на стапелях предприятия идёт уже серийная сборка новых машин…

В производстве «Авиастара» в разной степени готовности находятся порядка десяти самолетов семейства «Ил», в том числе и другая перспективная модификация – топливозаправщик Ил-78М-90А…

(до 2500 при нажатии)

В этом году завод планирует завершить производство первого Ил-78М-90А и отправить его на государственные испытания…

Длина цеха сборки Илов составляет примерно 500 метров, ширина около 100 и высота – 36! (практически 12-ти этажный дом)

Все крупные элементы конструкции собираются отдельными секциями на оригинальных  стапелях с последующей стыковкой по специальным направляющим…

Решение на организацию поточной линии сборки (включая стыковку, отсеков, планера и окончательную сборку) было принято руководством предприятия в 2015 году, чтобы не создавать вторую, «параллельную» сборочную линию и выйти на ежегодный выпуск 18 самолетов 476-й серии…

Установка поточной линии потянула за собой и перепланировку цеха окончательной сборки…

В заготовительно-штамповочном и механо-каркасном производстве были установлены и успешно работают современные комплексы…

Был подготовлен и план реконструкции остальных цехов с расчетом на планируемый темп выпуска самолётов…

При необходимости завод готов выпускать до 190 самолётов в течении ближайших 15 лет с учётом ввода поточной линии на полную мощность…

Сейчас на Авиастаре трудятся примерно десять тысяч человек, причём набор специалистов в последние время значительно увеличился. У предприятия стоит сложная задача по восстановлению квалифицированных кадров, утерянных при распаде Союза. Успешно помогает этому тесное взаимодействие с университетами Ульяновска и Самары. Сложности возникают и с количеством наставников, которые требуются, чтобы научить работать всех тех, кто пришел на предприятие. Собственный технический центр активно включён в подготовку и переподготовку рабочих кадров с учётом новых компьютерных технологий.

Сегодня у предприятия огромные и вполне реальные планы на ближайшее будущее. А те ресурсы и огромный накопленный опыт, которым обладает коллектив Авиастара, способны осуществить все возложенные на него задачи.

(до 2500 при нажатии)